Каждый божий день тут крутят рекламу насчет Circulation booster - чудо-прибор, который заставляет сокращаться мышцы ног и стимулирует кровообращение.
Такая вот обыкновенная реклама, но есть в ней кусок, который меня доводит до бешенства. В числе прочих восхищенных клиентов показывают сладкую-сладкую дамочку лет 50, которая медовым голосом произносит примерно такое "My dear old mum, she is in her 80-is, she often comes to me for cup of tea to use my circulation booster" (моя дорогая старенькая мамочка, ей после 80, но она частенько заглядывает ко мне на чашку чая, чтобы попользоваться моим стимулятором кровообращения).
Рой мой сначала на эту рекламу не обращал внимания, но я ему пояснила, что в ней доводит меня до белого каления. "Представь себе картинку, старуха в возрасте "за 80" прется к своей богатой
сучке дочке, чтобы попользоваться прибором, который ей помогает от боли в старых ее ногах. Какого черта эта зажравшаяся сука не купит эту фиговину и не подарит маме, если уж не может отдать свой?". Рой почесал репу и тоже возненавидел эту рекламу.
Это к вопросу о национальных особенностях. Тут нормально, когда на одной улице живет бабка под 90, нуждающася в постоянном уходе, и ее дочка с супругом в доме на 5-7 комнат, дети вылетели из гнезда. И почти никогда даже на пару месяцев они не возьмут маму пожить с ними, хотя денег чаще всего хватило бы, чтобы нанять сиделку (вот такую, как я, тетку из Восточной Европы, например), уборщицу и предоставить ей отдельную комнату, ванную комнату и часто отдельный вход.
Тут наш старенький (95 лет) сосед в прошлом году помирал. За каким-то хреном решили ему добрые доктора влупить сердечный стимулятор. Операция под наркозом подействовала не его мозг, крыша слегка покосилась, а потом дед, до этого вмешательства умный и юморной, резко сдал. Стало ясно, что конец его - вопрос не лет, а пары месяцев. Сначала за ним, кроме обычной наемной помощницы, приходила ухаживать его невестка. Но деду становилось хуже. Однажды, в разговоре с невесткой, жалующейся на тяготы ухода за дедом, я наивно спросила: "А почему бы вам его к себе не взять, это же явно ненадолго, а места у вас полно". Она посмотрела на меня, как на идиотку и резко отрезала (такая резкость, крайне нехарактерна для местного населения): "Это абсолютно невозможно". Не дошло до меня тогда, не доходит и сегодня, почему двое здоровых, богатых пожилых, но не престарелых (слегка за 60) людей не могут поухаживать пару месяцев за отцом, который отдал им все нажитое.
Отдали деда в богадельню. Там он полностью потерялся, расстроился и скатился в полнейший маразм за несколько недель. И умер там недели через три.
Встречала тут некоторые семьи, где ухаживали за стариками. Чаще всего это были очень бедные семьи, для которых пособие по уходу было, видимо, одним из основных средств существования.
Сейчас при новом правительстве грядет великое обрезание всех пособий и социальных услуг. Посмотрим, что будет дальше, ведь ни одна система социального страхования не выдержит давления, которое оказывает старение населения.
По этой грани - отношению к старым родственникам - для меня лично лежит основная разница между русскими и англичанами, русские все-таки гораздо чаще ухаживают за старыми и немощными родителями, и не только потому, что социальные службы хуже развиты - менталитет разный тоже. Наверно, в мусульманских странах такое вообще немыслимо.
Одна из популярнейших английских поговорок - "Не порти отношения с детьми - они будут выбирать для тебя дом престарелых". Хорошо, что в русском языке вроде бы нет аналогов.