notabler (notabler) wrote,
notabler
notabler

Categories:

Английские инженеры по сравнению с советской псевдоинженершей (мной)

Я когда-то называлась инженером. Даже механиком. Имела диплом с того факультета и той кафедры, которая дала стартовый пинок в жизнь нескольким советским знаменитым министрам (один даже Среднемашем руководил, Костандов, что ли). Не любила я это дело, особенно вначале. Когда мой суровый папаша давал мне первичный пинок в жизнь, выбирая для меня вуз, я одно только жалобно лепетала: "Только бы не чертить потом, папочка". Папочка утешал: "Не журись, доча, все бумажные крыски в моей конторе - сметчицы, разные снабженихи - все этот институт (что уж темнить, уже писала же, - МИХМ он называется) закончили. А вдруг в аспирантуру попадешь...". Ну конечно, с моим-то счастьем... С первого до последнего дня своей инженерной карьеры я чертила. Чертила много. В пересчете на форматки А4 - по 300-400 в месяц. Из дамского сословия больше меня (и лучше, скромно замечаю) никто не чертил. Лучший из мужчин выдавал на-гора по 600, причем процент деталировки там был несравнимо меньшим. Поскольку проистекала моя инженерская деятельность в Каунасе, а там литовские девчонки на механический факультет их каунасского политеха, единственной там кузницы инженерных кадров, не очень-то перлись (наверно, им католическая мораль или незабытые капиталистические идеалы не давали), то быть звездой на их фоне было нетрудно. Те, которые все-таки вуз заканчивали, при благоприятной гендерной пропорции (примерно 10 парней на 1 девку) не мучали себя знанием всякой фигни типа "допусков и посадок" и "теории механизмов и машин", а быстренько выбирали себе подходящую жертву, выходили замуж и припахивали новоиспеченного муженька (или там бойфренда) делать им шпоры и чертить курсовые. В результате я как-то обнаружила, что одна из моих коллег элементарно не знает теоремы Пифагора. Она подошла ко мне и попросила посчитать ей размер (помнится, там была какая-то трапецевидная деталь, типа обрезанного швеллера). Так же они и работали. Они чего-то чертили (деталировку делали за мужчинами), мужчины, плюясь втихаря, проверяли и переделывали. Зарплата -то все равно была одна и та же, черти ты 600 форматок или 60, все равно 120 рублей в месяц, не больше. Так вот, среди баб я была орлицей, но любому самому плюгавенькому мужичонке в подметки не годилась - не было ни пространственного воображения, ни практических знаний техники, ни желания особенного все это познать глубоко. Другим голова была занята - закончить с проектом, залезть в уголок и почитать интересную книжку. Поэтому быстро и работала - чтобы быстрее отвязались.
Встречались в жизни мне парочка неплохих инженерок, в основном, карьеристок, у которых работа всегда была на первом месте в жизни. Те исключения, которые только подтверждали правило. Карьеру женщины делали всегда практически или за счет мужа, любовника или особенной сучности. Остальные выходили замуж, выходили в декретный отпуск, часто не один раз, что автоматом отбрасывало их в арьергард карьерной гонки, потом домашние нагрузки, дети и чисто дамские интересы вытесняли из их даже не всегда блондинистых голов жалкие остатки инженерных мыслей.
Так что когда жизнь вытолкала меня из инженеров, я не особенно расстроилась. Разница в окладе у уборщицы и инженра была невелика, практически несущественна, если сдавать побольше бутылок (я же работала уборщицей в общежитии хорошо пьющих шоферов). А для здоровья физическая нагрузка куда полезней. Потом же - почет и уважение. Когда я была одной из 2000 инженеров в НИИ, моего исчезновения, как в том анекдоте, никто и не заметил бы. А как уборщицу, меня мгновенно повесили на доску почета, наградили памятным подарком (набором мельхиоровых ложечек в красной бархатной коробке, ни в одном магазине такого не видала никогда), а, самое главное, позвали вступить в партию и даже стать секретарем парткома нашего ЖКО. Я вступила, потому что было интересно, что там делается, внутри. При первой же оказии первая же и вышла, прихватив из разоренной библиотеки парочку томов классиков марксизма-ленинизма для коллекции и истории. До сих пор дома валяются. И партийный билет храню. Пусть цену набирает, через лет 20 продам на каком-нибудь е-бае. Рада, что свое секретарство посвятила полезному делу моральной подготовки народа к будущей независимости Литвы (в которой не сомневалась) и воспитанию полезных в жизни качеств: умения выступать на публике. До этого я панически этого боялась, горло пересыхала, заикалась и краснела как помидор. Преодоление этого недостатка было одной из причин моего согласия на принятие этого поста. Преодолен, и галочка стоит, как другие, многие мои страхи, почти все. В детстве я моментально заставляля себя преодолевать всякие страхи - ловила мышей, жуков, лягушек, ужей руками, ходила в темноте одна (за что неоднократно поплатилась, увы, но это тема другого поста, может, в будущем сподоблюсь).
Помню наши трудовые подвиги (наш Снечкус бурно строился, общежитий было много, практически все население города через них прошло. Пускали новые обжежития - помню 9 этажный дом, в два крыла, кухни, туалеты на каждом этаже. Пришлось отмыть, отцарапать лезвиями для бритв сотни окон, кафельную и половую плитку во всех огромных туалетах. Ни единого пятнышка не было. Все сверкало. Удивительное чувство морального удовлетворения. Соревнования по чистоте и порядку между общежитиями были серьезны и результаты поражали, одно общежитие лучше другого. Красились и ремонтировались регулярно.
Все прахом пошло.
Самое лучше наше общежитие, где жили девушки-молодые специалистки, заселили в 1990 году после путча и стрельбы на вильнюсской телебашни, бойцы и офицеры знаменитой какой-то ударной дивизии, Псковской, что ли. Через несколько месяцев, когда советская армия покинула Литву, в одну из ночей ушла и эта дивизия. На рассвете горожане увидели, что осталось от общаги - руины, пустые стены, выломаны все рамы, двери, все провода, розетки, вырваны из стен. Нагажено кругом, облевано. До сих пор стоит пустая коробка, забили проемы первого этажа, чтобы дети и бомжи не лазали, на большее средств уже не хватит никогда, ни снести, ни перестроить.
И вот я приехала в Англию. Начала на разных работах встречать разных инженеров. И все они по советским понятиям, были никакими не инженерами, а работягами - слесарями, электриками, монтажниками. Здешние все умеют делать руками и делают. Пока что в конструкторских бюро бывать не довелось, но резюме отправляла пачками, так что описания должностей читала сотни.
Впечатление такое - чертят тут конструкторы и чертежники, инженеры делают руками то, что те наконструировали, а также ремонтируют все подряд. Механики - механические вещи, инженеры-электрики - все, где есть электричество внутри, а бывают и универсалы: механики-электрики, которые вообще все могут отремонтировать, собрать и разобрать.
Английскую инженерную мысль отлично характеризуют некоторые передачи местного телевидения "Scrapheap Challenge" (переводится как-то вроде "Вызов свалки металлолома"). Там две команды за несколько часов собирают из разного металлического хлама любые машины (сегодня амфибию, завтра какую-нибудь землечерпалку, все, что угодно), а потом проводят на них гонку. Потрясающе захватывающее шоу.
Школьники изучают "науки". Не физику, химию и т.п., а все одновременно в одном флаконе. Они не долбят доказательства "правила буравчика", других физических теорем, а делают опыты. На опытах, в учебных фильмах им дают все важнейшие понятия в комплексе. Примитивно, мне кажется. Я тут когда-то приводила примеры экзаменационных вопросов, смешно читать. Но видимо, достаточно для начала, остальное есть где добрать.
А сегодня я нашла среди множества каналов "Дискавери" передачку, подходящую для моего ненаглядного. "Воссоздай мотоцикл" называется. Там в течение часа восстанавливали старинный мотоцикл, с подробнейшими объяснениями и показом. Рой настаивал, чтобы я посмотрела, из чего состоит коробка передач и как ее чинить. Я отказалась с отвращением. Он, бедолага, гордится моим дипломом, "инженер-механик" - это его несостоявшаяся мечта жизни. Результат разителен. Дура с дипломом и рукастый и головастый мужик, способный отремонтировать все на свете, понимающий любой чертеж, наслаждающийся процессом созидания.
Нас, однако, в институте не причастили этой вот штукой - процессом созидания чего-то ощутимо полезного. Были мастерские на первом курсе, где я приварила пару штук однажды друг к другу. Пообтачивала какую-то болванку на токарном станке, посмотрела (самой поработать не доверили), как работают другие станки. И все,  на этом практическая часть закончилась.
Еще один миф, созданный масс-медиа, у меня тут, в Англии,  развеялся. Я думала, тут все узко специализировано. Домашние поделки, ремонты делают наемные работники по вызову. Как бы ни так! Подавляющее большинство английских мужиков делают все сами (и тетки тоже часто). Красят, клеят, строгают, благо, магазины полны замечательными материалами и инструментами.
Будь они неладны, эти магазины, на эти вот штуки у Роя идет в сто раз больше денег, чем на любые подарки мне, аж зло берет :))). Уже забит под завязку инструментами сарайчик и два огромных ящика в человеческий рост во дворе, но и в доме во множестве разных мест расположились разные отвертки, отвесы, зарядники и пр. игрушки больших (и хороших!) мальчиков. Моим украшениям хватает места в коробочке размером 5 см на 3. Да что там греха таить, после множества скрытых намеков и открытых насмешек он сподобился (был там бесплатный подарок для заказавшего инструментов и гаджетов на какую-то крутую сумму, как оказалось впоследствии) и подарил мне два кольца, одно белого цвета, похожего на платину, второе желтого, похожего на золото. Оба на два размера больше, лежат себе, кушать не просят. Цена на каждом обозначена - 2 фунта. Как же я его люблю, этого потрясающего Роя. И как замечательно, когда мужчина остается мальчиком, хоть в 17, хоть в 77. Другие, на мой вкус, любви не заслуживают.
Относительно инженерии вывод у меня напрашивается один. Подходы в наших странах различаются разительно. И результаты тоже. Тут не все замечательно, порой они слишком зарегулированы и во всех областях их жизни за заборами из правил часто исчезает здравый смысл. Истина, видимо, где-то посередине, как всегда.
Tags: Англия, жизнь, инженеры, любовь, прошлое, работа, совок
Subscribe

  • Следите за Лиз Трасс

    Она сегодня произнесет свою первую серьезную речь на Генассамблее ООН в ее новом качестве. Все ожидают, и я ожидаю и надеюсь, что она будет иметь…

  • О королеве

    Мой ненаглядный супруг всегда вскакивал с дивана при звуках гимна. Его глаза всегда увлажнялись, когда он слушал ее новогоднее обращение. Любовь и…

  • Дебаты Сунак-Трасс

    Посмотрела сегодня, благо, Арестовича не было. И оба мне понравились. Даже не знаю, какой лучше. Риши умница, реакция молниеносная, манеры…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments