Он скончался на 77 году от рака простаты, на руках его второй жены Кристины.
АМБ - чудо природы. Он побывал и первым секретарем компартии Литвы, потом поругал "Саюдис", в соответствии с тогдашней партийной линией, а потом удивительным образом сделался первым президентом независимой Литвы.
Литовцы - ярые антикоммунисты, теперь даже закон такой приняли, приравнивающий компартию к нацистской почти что. Однако Бразаускасу ничего не вредило - такая мощная харизма была у этого человека, что, казалось, он, как броненосец "Потемкин", вечно будет рассекать бурные воды истории без видимого для себя ущерба.
Большой, с мощной нижней челюстью, всегда невозмутимый, он, казалось, был воплощением житейской мудрости. Народ поругивал его, поминали его колебания вместе с линиями, но в результате выходило всегда одно и то же - при нем страна была спокойней, стабильней, экономика росла быстрее, не было этих пустолайных нападок на Россию, но и служения "на задних лапках" ради дешевого газа и нефти, тоже не было.
Так что теперь, когда литовский новостной портал "Дельфи", где комментарии бывают обычно довольно злобными, публикует статьи о покойном Бразаускасе, подавляющее большинство комментариев - положительны и уважительны.
Он потряс нацию своим пренебрежением к общественному мнению - в довольно ханжеской католической стране в весьма преклонном возрасте развелся с женой, с которой прожил лет 40, и женился на любовнице. Все как у людей - папарацци засняли их вдвоем на отдыхе в Египте, подняли скандал. Так что гордиев узел личной проблемы был разрублен мигом - по возвращении Бразаускас немедленно развелся и женился на любимой женщине.
Многие грехи ему пытались приписать, неисчислимые дома и земли, миллионы дохода у самого и новой жены - управляющей (а позже - владелицы одной из центральных отелей Вильнюса), однако, удивительно, ничего особенно к нему не прилипало.
Однако рак прилип-таки. Несколько лет он боролся, но возраст уже не тот, чтобы справиться.
Покойся с миром, Альгирдас Миколас, единственный бывший секретарь компартии, которого я уважаю по сей день. И не одна я, уверена. Литва его не забудет, это уж точно.