?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тема, задевающая меня до печенок. Из серии "не могу не перепостить".
Оригинал взят у systemity в Практически все великие писатели писали тестостероном

Истоки женофобии у Чехова

10.28.2015

В центре внимания литературоведа Михаила Золотоносова в его книге «Другой Чехов: По ту сторону принципа женофобии» («Ладомир», 2007) – жизнь и творчество Антона Чехова. Гиперсексуальный с гимназических лет, Чехов оказывается осознанно женофобичным. Целью его является разумная экономия либидо, и в результате, несмотря на обилие связей едва ли не со всеми женщинами, с которыми он знакомился, возникает нарциссическая фиксация и страх постоянных сексуальных отношений, длительных привязанностей, семейной жизни, которая может забрать энергию, необходимую для творчества. Второго такого разрушителя образа семьи в русской литературе нет.

чехов-гл-2

«Первый» Чехов известен хорошо. Гениальный русский писатель-реалист, драматург-реформатор, принадлежавший к кругу авторов европейской новой драмы, борец с пошлостью, «интеллигент в пенсне», постулировавший, что в человеке всё должно быть прекрасно. Но под вполне благопристойной маской можно обнаружить и «другого Чехова», с другим характером, с другими литературными (и нелитературными, например медицинским) контекстами и подтекстами.

Российскому обществу в ХХ веке требовался писатель с личностью «интеллигента в пенсне», идеализированного «Друга женщин», изящного во всех проявлениях своих чувств, лишённого «брутальных» мужских качеств, агрессивности и «физиологического аппетита» (то есть почти асексуального), обаятельного, скромного, беззлобного, милого. И именно Чехову после смерти было суждено эту маску носить, эту социальную роль (мало соответствовавшую его природным качествам) играть, потому что именно в нём, созданном заново и идеальном, «Россия полюбила себя».

1930 году в издательстве «Academia» вышла книга «Чехов и его среда». Не лишена смысла и инверсия: среда и её Чехов. Следствием превращения нашего героя в «мужчину-мечту», очищенного от всего низкого и пошлого (в советское время в кругах нонконформистски настроенной интеллигенции высоко ценилась ещё и демонстративная аполитичность Чехова), стал коллективный заговор по неусыпной охране его репутации, действовавший целый век среди мемуаристов, публикаторов и интерпретаторов. Активно работала литературная «полиция нравов»: безжалостно сжигались эпистолярии, из писем Антона Павловича его сестра Мария изымала как отдельные слова, так и целые абзацы; тех, кто вспоминал о Чехове «неправильно» (Н.М. Ежов, брат А.П. Чехова), подвергали остракизму, компрометировали, наказывали неперепечатыванием.

Если же всё табуированное и отброшенное разблокировать и снова собрать, под маской обнаружится «другой Чехов», другой человек и отчасти другой писатель. В рассказе Чехова «Произведение искусства» (1886) упомянут «дебош» – сексуальные безумства, которые устроят бронзовые женщины с канделябрами, если вдруг оживут. Безумств хочется постоянно и самому автору. С первого курса университета, с первых шагов мужской жизни Антон Чехов приучал себя обращаться с женщинами как селадон, который вправе рассчитывать на успех и имеет его. Студент-медик Чехов – знаток женских внутренностей и любитель женского тела, изголодавшийся посетитель публичных домов Соболева переулка и иных веселых мест.

Знакомство практически с любой женщиной завершается для Чехова, каждую понравившуюся удается «Тарарахнуть» (термин Чехова из письма 1883 года). Великим писателем, разоблачителем мещанской психологии и национальным символом интеллигентности он станет потом, а пока в каждой женщине он видит «гетеру» и желает ею обладать.

Мария Павловна Чехова на склоне лет вдруг припомнила (наверняка в надежде на то, что это никогда не будет опубликовано) несколько экзотических подробностей, касавшихся посещения Антоном «Salon de Varietes», отнеся эти эпизоды к 1879-1882 годам: «Антон Павлович купил в буфете большого омара и прицепил его к лацкану вместо цветка. Обступившим его девушкам он говорил, что этот омар сделан из коралла. В ложе он посадил к себе на колени девицу и громко говорил ей: «Пусть весь свет видит, моя дорогая, как я тебя люблю».

Скоро его безумства начинают пугать. В эротической фантазии Чехова об оживших женщинах с канделябра, отчасти напоминающей об «Илльской Венере» П. Мериме, проявился страх писателя перед чрезмерной, неконтролируемой растратой жизненной энергии, на которую провоцирует женщина. Энергия эта – одна и та же по своему качеству для всех психических механизмов, на ней работающих, – черпается из общего резервуара, в котором её количество не бесконечно. Одна из форм утраты этой витальной энергии именуется «половое истощение», это модный и самый тревожащий образ мужской буржуазной культуры XIX века, генетически связанный с протестантской этикой. Поэтому в представлении Чехова образ «гетеры» трансформируется в образ «опасной женщины», одним своим существованием непрестанно напоминающей о необходимости предотвращения полового истощения, об экономии либидо, в результате порождая женофобию.

Тема «опасной женщины» находит затем опору, с одной стороны, в чеховекой эдипальности, с другой – в захер-мазоховских литературных кодах, которые Чехов использует при создании собственных текстов. Так на основе буржуазной «философии пола» складывается «другой Чехов».

В 1883 году в одном из мартовских номеров «Осколков» появился рисунок, тему для которого предложил Aнтоша Чехонте. Рисунок изображал роскошную даму, сидящую в театральной ложе с оголенными плечами и грудью, в окружении пяти мужчин, один из которых говорит ей: «У вас страшное декольтэ! И вам не стыдно в таком костюме в нашем обществе?» Дама отвечает: «Нисколько! Римлянки не стыдились раздеваться и даже купаться при рабах. Я подражаю римским матронам».

Вывод: женская нагота делает рабом, а это опасно, потому что секс и доставляемое им наслаждение, конечно, незаменимы и представляют самостоятельную ценность, но всё равно меньшую, чем успех в творчестве, в карьере, то есть слава и деньги. Следовательно, энергию надо экономить, не тратить рефлекторно и бездумно, подчиняясь вожделению, внушаемому женщинами. Такова разумная экономика секса (основанная на экономии либидо) и глубинная причина женофобии, которая у Чехова проявляется прежде всего в кратковременности контактов с женщинами.

Отсюда же и страх 25-летнего Антона Павловича перед женитьбой, который для молодого рационалиста, мечтающего о славе, абсолютно логичен. Мечты Чехова о славе тоже буржуазны, тоже основаны на «протестантской этике»: в отличие от романтического гения, которому всё дано от природы в виде «духовного сюрприза» и творения которого изначально гениальны и признаны таковыми публикой, слава «протестантского» типа достигается следованием Beruf (призвание, на котором основана длительная деятельность человека, являющаяся источником дохода) и постоянным литературным трудом, заставляющим экономно расходовать энергию на иные цели.

Предложение 26-летний Антон сделал еврейской барышне Дуне (Евдокии) Эфрос, причём прямо на улице, пока провожал её до дому. Свадьба, однако, не состоялась, отношения прервались, но через девять месяцев появился плод знакомства – рассказ «Тина» о демонической еврейке Сусанне Моисеевне Рагштейн. Насыщенная антисемитским духом история, суть которой Н.М.Ежов уже после смерти Чехова (и после того, как субкультура русского антисемитизма пережила бурный рост) изложил совсем просто: «Жидовка завлекает и обирает православных молодых людей». В сущности, это вполне верный пересказ.

чехов-4

По мнению Е.Толстой, свадьбе Чехова помешали как антисемитизм несостоявшегося жениха, так и агрессивный характер самой Дуни, её строптивость и «еврейская заносчивость». Однако главный вопрос: «почему Чехов так душой Эфрос возненавидел?» остался неразрешённым.

«Если Эфрос была действительно таким чудовищем, как описанная Чеховым женщина, почему он её любил, почему он в течение ещё по крайней мере полугода всё-таки надежду на этот брак не оставлял?» (Толстая). Исследовательница восприняла и истолковала всю историю чересчур в «национальном» ключе. Наиболее вероятной же причиной разрыва представляется негативная реакция писателя не на национальность Дуни Эфрос и вытекающие отсюда страхи перед «страстностью» и сексуальной активностью молодой женщины. За этими свойствами доктор Чехов мог диагностировать – в соответствии с обычаями времени, с распространёнными тогда рациональными предрассудками – намёки если не на нимфоманию, то уж точно на стремление и способность Дуни подчинять женской власти.

Реакция на всё это скорее всего и отразилась в форме женофобии в «Тине», а потому речь должна идти не столько об антисемитизме, сколько о страхе, внушаемом страстной женщиной, рядом с которой мужчина ощущает себя в «подчинении», в потенциальном «рабстве» (тем более, что речь идет о еврейке: они считались «горячими», это был национальный признак, хотя и может (как в случае с Чеховым) одновременно испытывать к ней вожделение).

В конце XIX века от нимфоманок принято остерегать, это распространенное рациональное предубеждение. Сексологические теории той эпохи в большинстве своём основаны на страхах и предрассудках. Следствием понимания женского оргазма как патологии, а активности женщины – как опасного, патологичного и неприличного поведения, чреватого истерией, бешенством и «зверством», и стали скорее всего антипатия и страх, которые «Младому Чехову» внушила горячая Дуня Эфрос. Поэтому Сусанна описана в его рассказе «Тина» «страстной вакханкой», «дьяволицей», жалеющей о том, что родилась в женской «оболочке» и потому не имеет права на «страстность» и маскулинную активность.

А уже для усиления негативного впечатления рассказ о женском «господстве» Сусанны (за которым стояло «господство» Дуни Эфрос) преднамеренно переплетается в повествовании с осколками распространённого мифа о покорении мира евреями, о спаивании евреями русских людей (Сусанне по наследству отошёл водочный завод).

Хотя страх Чехова перед «опасными женщинами» базировался отнюдь не на их национальности, в его случае женофобия оказалась замаскированной антисемитизмом, была в него перекодирована – скорее всего в целях «адресной» мести и усиления демонизма как прототипа – Дуни Эфрос, – так и героини рассказа «Тина».

Основания для подобных эмоций у Чехова были. Известно, например, что Эфрос попыталась, хотя и в шутливой форме, обозначить свою власть над ним, в один прекрасный день надев на шею Антону красный шнур, в символике которого Е. Толстой удалось узреть «кусок красной шерсти», каким в период Первого Храма в Иом-Кипур маркировался жертвенный козёл.

Допустимо однако же предположить, что Чехов был, таким образом, отобран Дуней Эфрос как «жертвенное животное», в чём можно усмотреть не столько религиозный, сколько садо-мазохистский подтекст, включающий согласие жертвы быть убиенной. Поскольку в данном случае от символики Торы, связанной с «Козлом отпущения», очень близок путь до сюжетов Захер-Мазоха, включавших литературно оформленные обряды жертвоприношения мужчины.

С момента разрыва с Эфрос – Чехов уже стойкий женофоб и писатель с «протестантской этикой».

+++

Чехов о женщинах:

- Отечеству женщина не приносит никакой пользы. Она не ходит на войну, не переписывает бумаг, не строит железных дорог, а запирая от мужа графинчик с водкой, способствует уменьшению акцизных сборов.

- Женщина с самого сотворения мира считается существом вредным и злокачественным. Она стоит на таком низком уровне физического, нравственного и умственного развития, что судить её и зубоскалить над её недостатками считает себя вправе всякий, даже лишенный всех прав прохвост и сморкающийся в чужие платки губошлёп.

- Анатомическое строение её стоит ниже всякой критики. Когда какой-нибудь солидный отец семейства видит изображение женщины «о натюрель», то всегда брезгливо морщится и сплёвывает в сторону. Иметь подобные изображения на виду, а не в столе или у себя в кармане, считается моветонством. Мужчина гораздо красивее женщины. Как бы он ни был жилист, волосат и угреват, как бы ни был красен его нос и узок лоб, он всегда снисходительно смотрит на женскую красоту и женится не иначе, как после строгого выбора. Нет того Квазимодо, который не был бы глубоко убеждён, что парой ему может быть только красивая женщина.

- Женщина лукава, болтлива, суетна, лжива, лицемерна, корыстолюбива, бездарна, легкомысленна, зла.… Только одно и симпатично в ней, а именно то, что она производит на свет таких милых, грациозных и ужасно умных душек, как мужчины… За эту добродетель простим ей все её грехи.

- Больше всего несимпатичны женщины своею несправедливостью и тем, что справедливость, кажется, органически им не свойственна. Человечество инстинктивно не подпускало их к общественной деятельности; оно, Бог даст, дойдёт до этого и умом. В крестьянской семье мужик и умён, и рассудителен, и справедлив, и богобоязлив, а баба — упаси Боже!

- Если бы с Марса свалилась глыба и убила бы весь прекрасный пол, то это было бы актом величайшей справедливости.

В мужчинах различается shape и power, т.е. форма и содержание. Когда превалирует
форма, то женщина уносит здоровье, кончается плохим, например, чахоткой. Когда
превалирует содержание, то женщина здоровье приносит. Много и щедро.




promo notabler february 2, 2012 09:13 37
Buy for 30 tokens
По кончикам верб Голоса за дверью - мама, папа, сестры. Детство. Я проснулся. Слюнка натекла... Вспомню - будто возвращусь на укромный остров. Там тепло. До смерти хватит мне тепла. Яблоки с айвою, с ноткою тумана- запах. Так, наверное, должен пахнуть рай... Принеси мне яблочко, мама...…

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
messala
Oct. 29th, 2015 08:02 am (UTC)
Чота ржу. Антон Павлович просто не учитывал возможности,что его будут читать эээ... лица с полным отсутствием чувства юмора и способности распознавать иронию в тексте. Вообще-то в приведенных фрагментах нет ничего кроме веселого троллинга гинофобов.
deliadelia1
Oct. 29th, 2015 09:09 am (UTC)
вот именно. как раз хотела об этом написать, рада, что вы сняли с уст.
(no subject) - messala - Oct. 29th, 2015 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - inna68 - Oct. 29th, 2015 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natali_ya - Oct. 29th, 2015 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Oct. 31st, 2015 08:03 pm (UTC) - Expand
wlada_kap
Oct. 29th, 2015 08:14 am (UTC)
Позиция претенциозная, и узкая, я бы сказала. На мой взгляд, да, отношения с "инь" и в частности с конкретными женщинами были у Чехова не простыми, но не столь скучными и страшными, как пытается показать автор сего. О его женофобии и вообще нелюбви к женщине слышала давно, но не нашла подобного - читаючи и перечитывая Чехова много раз... Из последнего, что читала о нём - понравился Дональд Рейфилд "Жизнь А.Ч." Ещё бы письма почитать, не кастрированные любящей сестрой... Цитаты, вырванные из контекста, тоже не внушают доверия. Но тема: отношения А.Ч. с женщинами - завсегда очень интересная!:)

Edited at 2015-10-29 08:16 am (UTC)
lik_mi
Oct. 29th, 2015 08:18 am (UTC)
Спасибо, Надежда! А я как раз размышляла, как описать впечатления о "Вишнёвом саде", как адекватно их форматировать. Постановка, несомненно, выдающаяся... И как раз собиралась поискать информацию о том, что Чехов говорит о пьесе и героях сам.

Статья, как тема исследования, безусловно, может иметь место. Оставаясь в рамках, возможно, сексологии. К литературоведению, на мой взгляд, отношения не имеет Но это моя собственная позиция, конечно, и я не ожидаю. что все её разделят.
"Сексологические теории той эпохи в большинстве своём основаны на страхах и предрассудках". Да. И что?
Я всегда протестовала против фрейдистского направления литературоведения, полагая, что копание в интимной жизни и комплексах авторов остаются вещью в себе, нисколько не помогая собственно анализу произведений.
Мне кажется, такие исследования даже к биографическим имеют мало отношения.
И уж совсем странно, что автор не замечает иронии в последних цитатах)))


deliadelia1
Oct. 29th, 2015 09:14 am (UTC)
Я не поняла смысла перепоста. Ты пошутила?

кстати, обожаю этот рассказ про еврейку. где там антисимитизм и мизогинию увидел актор статьи - не знаю. они у него в глазах, видно.

что касается боязни серьезных отношений - то это у каждого 2го мужчины наблюдается. можно даже сказать, норма. печально, но факт.

потом, что мне бросилось в глаза - к Ч. цеплялись какие-то не те женщины. я бы тоже от них подальше держалась. :) не везло ему на них, такое у меня чувство.
messala
Oct. 29th, 2015 09:22 am (UTC)
Есть такая категория людей, которые в любом рассказе про еврейКУ по определению видят антисемитизм и мизогинию в одном флаконе. Даже не читая рассказ ))
(no subject) - wlada_kap - Oct. 30th, 2015 03:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - deliadelia1 - Oct. 30th, 2015 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - wlada_kap - Oct. 30th, 2015 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - deliadelia1 - Oct. 30th, 2015 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Oct. 31st, 2015 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Oct. 31st, 2015 09:19 pm (UTC) - Expand
za_bobro
Oct. 29th, 2015 10:23 am (UTC)
"Анатомическое строение её стоит ниже всякой критики. Когда какой-нибудь солидный отец семейства видит изображение женщины «о натюрель», то всегда брезгливо морщится и сплёвывает в сторону" =D очень смешно. но сложно скзаать это такой сверх-сарказм, или человек действительно был так жестоко обижен всем женским родом.

я для себя давно решила, по возможности избегать читать биографии любимых авторов. бывают случае, когда лично автора настолько неприятна, что это перечеркивает всю гениальность его произведений. это, конечно, моя проблема. нужно уметь разделять, но пока я не научилась стараюсь не интересоваться биографиями =)
vlhart
Oct. 31st, 2015 12:14 pm (UTC)
>лично автора настолько неприятна, что это перечеркивает всю гениальность его произведений

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон...
snow_alis
Oct. 29th, 2015 11:23 am (UTC)
Ему явно не повезло с женщинами, ну зато нам повезло с ним как с автором)
mpd
Oct. 29th, 2015 01:11 pm (UTC)
Re: Толстой со своей "Крейцеровой" многое объяснил в пси
http://systemity.livejournal.com/3199298.html?thread=12528194#t12528194 - я не могу там комментарии писать...
> С русскими я, в принципе, не особенно и говорила.
> Один раз нарушила зарок - попался интересный собеседник.
> Но через пару бесед из него вылезло то же типичное г-но.

Ой, а можно кратко, в чём это типичное г-но заключается?
Спасибо!
(Deleted comment)
tandem_bike
Oct. 31st, 2015 08:05 pm (UTC)
Болезнь очень обостряет физиологическое
Болезнь очень обостряет физиологическое
Болезнь очень обостряет физиологическое
Болезнь очень обостряет физиологическое


KAK IMENNO?
(Deleted comment)
(no subject) - tandem_bike - Oct. 31st, 2015 08:14 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
aha, SLIV. - tandem_bike - Oct. 31st, 2015 08:24 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: aha, SLIV. - tandem_bike - Oct. 31st, 2015 09:14 pm (UTC) - Expand
twentysquirrels
Oct. 29th, 2015 03:49 pm (UTC)
Учитывая что многие шовинистические цитаты взяты из его личных писем, я склонна думать, что это не троллинг, а осознанная позиция.
Но с другой стороны, все мы многогранны, и непринятие чеховского отношения к женщине не мешает мне принимать его точку зрения по другим вопросам :)
messala
Oct. 29th, 2015 05:15 pm (UTC)
Вы в самом деле в приведенных цитатах не видите толстого сарказма (независимо от их источника)?
Офигеть.
(no subject) - twentysquirrels - Oct. 29th, 2015 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Oct. 29th, 2015 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wlada_kap - Oct. 30th, 2015 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Nov. 1st, 2015 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wlada_kap - Nov. 2nd, 2015 06:39 am (UTC) - Expand
galina_vr
Oct. 29th, 2015 06:46 pm (UTC)
Соглашусь с тем, что Чехов был в какой-то степени женофобом. Но все выдвинутые причины в пользу этого кажутся мне несерьезными. В статье ни полсловечка не говорится о его чахотке, которая по определению снижает тонус мужской силы, оставляя чувственное либидо, которое легче воплотить в творчество, чем в половой акт.
notabler
Nov. 1st, 2015 01:04 pm (UTC)
Не уверена насчет туберкулеза, он обострился у него в более позднем возрасте. А этот вот цинизм у него появился, скорее всего, от врачебной деятельности и в более юном возрасте.
(no subject) - galina_vr - Nov. 1st, 2015 01:09 pm (UTC) - Expand
fringilla_pinso
Oct. 30th, 2015 07:37 am (UTC)
Один мой знакомый, даже почти друг, говорил в общей компании тоже что-то нелицеприятное о женщинах, насчет их моральных и интеллектуальных достоинств, а в конце, умильно погладив сына по голове, добавлял: к сожалению, без вас не получаются вот такие пусики :-)
notabler
Nov. 1st, 2015 12:38 pm (UTC)
Это тоже так. Но это отражает популярный мужской подход к женщине как к аппарату для родов и удовлетворинию мужской физиологической потребности.
tandem_bike
Oct. 31st, 2015 08:06 pm (UTC)
В центре внимания литературоведа Михаила Золотоносов
oy.

"литературовед"""" ? wow.
niki_nadoeli
Nov. 1st, 2015 12:07 pm (UTC)
Я не буду обсуждать МЗ, рассуждения мне кажутся очень поверхностными, несмотря на кажущуюся (не всем) многозначительность, но после прочтения основательной биографии АЧ Дональда Рейфилда, уже переведённой на русский, задумывалась о том, почему он, будучи так заинтересованным в женщинах, с одной стороны, не вступил в длительные отношения чуть не до сорока лет.
Мне кажется, что у него не было образа семьи, что ли. На родителей - разорившихся мелких купцов - предков крестьян, которых он волок на своём горбу с довольно ранних лет, ориентироваться было нельзя, ищущие барышни типа Лики не давали твёрдой почвы, потому что не стояли на ней сами, а прыгнувшему высоко самоучке надо было на что-то опереться. Вот семья Книппер была с историей и традициями. Вот что я несколько смутно и скромно думаю.

Что же касается книги МЗ (не читала, и не буду, но скажу) - такие вещи потому и появляются, что многие десятилетия он у нас был вроде святого. После низвержения былых кумиров (а у нас теперь в роли святых звёзды) про них пишут всё, что ни попадёт. Хорошо, что появляются и достойные книги, например, Рейфилда.

вот хорошие цытаты про МЗ:
Однако, Золотоносов, подобно Розанову, давно находится в плену двух извечных тем - еврейства и пола, или, как формулируют нынче, секса. Настойчивость, с которой он эти темы разрабатывает, в сочетании с пестротой и обширностью материала вызывала поначалу доброжелательный интерес, затем внимание, а теперь в лучшем случае - скепсис, а по преимуществу - раздражение.
Глеб Морев. Из рецензии на книгу "Глиптократия"

Пожалуй, на сегодняшний день Золотоносов – лучший в России литературовед (не будем сторониться этого старинного слова). Каждая его книга – праздник для тех самых «специалистов» (филологов, историков), которым и адресовано исследование о братьях Мережковских.
Фаина Гримберг. Из рецензии на книгу "Братья Мережковские"

Золотоносова отличают подмена любых аргументов беспардонной бранью и абсолютное незнание предмета, о котором он решил высказаться.
Андрей Урицкий. Самиздат века. Знамя, 1998, №8
notabler
Nov. 1st, 2015 12:37 pm (UTC)
я не филолог, МЗ не читала и даже не слыхала о нем. Поэтому эта статья и зацепила - своей необычностью, отсутствием пиетета к гению и гордости нации. Насчет Чехова - попадались и другие статьи на подобные темы, но эта - самая прямолинейная, не сказать скандальная. Мне кажется, истина где-то посредине, как всегда. Личность такого масштаба не может не быть противоречивой, быстро и резко меняющейся во времени и в зависимости от обстоятельств. Поэтому то, что правильно было для него в 27, к примеру, лет, было уже совсем иным в 40. Туберкулез навряд ли сыграл какую-то серьезную роль до момента последних его стадий. А вам спасибо за глубокий и интереснейший комментарий
(no subject) - wlada_kap - Nov. 2nd, 2015 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - niki_nadoeli - Nov. 2nd, 2015 06:46 am (UTC) - Expand
( 41 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com