? ?

Previous Entry | Next Entry

Отменно пишет Михаил Веллер.  Порекомендовал и ссылку дал Владимир Леви. Так что такой тандем… Не могу не перепостить. Источник – Эхо, ясное дело.

Михаил Веллер - писатель, философ

         Все хорошие, когда спят зубами к стенке. Трагедия – это испытание героя на прочность в полном диапазоне вплоть до разрушения. В экстремальной ситуации кризиса человек являет свою сущность. Искушаемый успехом и угрожаемый гибелью, он с естественным бесстыдством обнажает устои своего внутреннего мира – и демонстрирует ценники на своих ценностях.
         Сегодня разворовывающие страну навынос казнокрады истерично клянутся в любви к Родине. Воры кричат о борьбе с коррупцией. Уничтожающие науку и культуру администраторы декларируют величие России. Ложь, изрекаемая бандитами, утверждается как критерий истины.

А называние черного белым, а белого черным давно перестало быть вопросом истины либо психического расстройства, но есть лишь индикатор лояльности режиму. Какому? Любому. Тому, который господствует в настоящий миг.
         О, с какой чарующей легкостью эти профессиональные лизоблюды и спиногрызы вытрут ноги о свалившийся режим и вылижут все места режиму новому. Это профессионалы, они предают в тот самый миг, как это становится выгодно и безопасно. Их национальный интерес – личная плавучесть.
         Под национальными интересами в сегодняшней риторике обозначается единственно воссоединение с Крымом и закрепление российского режима в Донбассе. Это в стране с самой большой территорией в мире, каковую территорию уже сегодня некому содержать в хозяйствовании и обрабатывать. Подъем науки и культуры, медицины и образования, строительство дорог и создание технологий, уход от постыдной, туземной сырьевой «экономики» к экономике производства продвинутой продукции посредством мозгов и рук – словно и не является «национальным интересом». А потому что враги не мешают. Ничего – скоро враги начнут сыпать битое стекло в наше масло и песок в наши машины; знаем, проходили.
         В постсоветской России не было, нет и не предвидится никакого конкретного плана «вставания с колен» — чего, сколько, где и когда будем строить. Будет всем во всем счастье и к черту интимные подробности. А! Сколково! Сколько украли? Чего конкретно создали?
         Рост российского правящего класса полностью соответствует максиме Талейрана: «Для обогащения не требуется иметь ум, для обогащения требуется не иметь совести».
         Занимать первое место в мире по числу брошенных детей – и запретить иностранцам усыновлять больных детей из российских детдомов: это ли не образец высокой православной духовности? Но самим пихать на проклятый Запад своих чад всеми способами. И плакать, если тебя не пустят туда отдохнуть или полечиться. Вы полагаете этот сброд людьми?
         Количество убийств, самоубийств, продажных судей и сломленных уезжантов, равная шкала налога для миллиардеров и нищих врачей, прогиб церкви под власть и силовиков под наркомафию – это просто пир духа!
         Захлебываясь от самовосхваления и восторженно умиляясь своим добродетелям, мы не ведаем ни благодарности, ни уважения к странам ближним и дальним; мы отказываем в храбрости и мужестве врагам – и обвиняем в неблагодарности и неправильном образе мыслей скоротечных друзей. В мире есть две точки зрения: российская – и неправильная. Наша духовность есть гарант нашей правоты.
         Проповедуя русскую духовность, забывают пропорцию коктейля: один Толстой на сто миллионов жллл… э-э… традиционных духоносцев. Русской духовностью в ассортименте можно снаряжать химические снаряды. Эффект отложенный, но неуклонный: двести лет – и враг побежит с этого места во все стороны.
         Но что поразительно: ораторы-патриоты отлично знают про наш спецназ в Симферопольском парламенте, про отряд Стрелкова в Славянске и далее в Донецке, про то, что где нет «вооруженных шахтеров и трактористов» — там нет войны, террора и гуманитарной катастрофы, про оружие и «отпускников» — и продолжают взволнованно кричать о «фашистской киевской хунте», кровавых карателях и  подлом Западе, который только и ждал повода, чтоб показать всю силу своей нелюбви к нам.
         Они прекрасно понимают, что война – это верный и лучший способ сплотить массу вокруг власти и лидера. Что властный режим – единственный институт, выигравший и окрепший от русско-украинской эпопеи.
         Глупые сомкнулись с подлыми и, отвернувшись от внутренних проблем и противоречий, кричат о борьбе русского мира против окруживших его поганых полчищ. И стыд им глаза не ест.
         Но ужас в том, что долго длящаяся война разворачивает народную ненависть с внешнего врага на внутреннюю власть. Где нет победы – там власть виновата во всем. И летят короны вместе с головами, и кресла вместе с чреслами.
         И победить не получается, и отступить нельзя, и продолжать смерти подобно. Вот гениальная политика! Спаси нас Господи… И отгоните призрак гигантской Северной Кореи.
         …Самое страшное чтение в России – это история Смутного времени. Встают за страницами люди бесконечно подлые и эгоистичные, жестокие и неблагодарные, лживые и беспамятные. Эпоха Ивана Грозного сформировала тип характерный: все сволочи, все кровопийцы, любой тебя завтра по цареву приказу зарежет со всей семьей – ну так умри ты сегодня, а я завтра. Издох кровавый дракон – и взошли драконовы зубы, и зажили своей жизнью.
         И сегодня я слышу за речами пламенных истериков, кричащих о ненависти Запада к первой в мире стране социализма…что, не тот век? – а, к православной России! – я слышу грозное эхо родной истории: «Смерть троцкистско-бухаринским извергам! Смерть собакам! Ликвидировать кулачество как класс! Повесить попов, расстрелять заложников, переколоть офицеров, выслать старорежимных интеллигентов!..»
         Искренне – это орут фанатичные оболваненные толпы. Все несчастье их жизни изливается на указанного врага. А главари террора – начинают с террора мысли и слова. Категории совести, справедливости, правды – для них не существуют. Они искренне полагают их атрибутами наивного детства, смешными и лишними. Вообще они милые и разумные люди. Но. Смысл правды им непонятен. Подачу информацию они понимают только как средство борьбы за свои интересы. Ложь – законный прием в борьбе, и только.
         Инакомыслие уже есть умысел на государственное преступление. Не сметь возражать царю ни в чем! Это пошло у нас еще от Дмитрия Донского…
         …Хороший человек – это, по мнению людскому, человек добрый, честный, справедливый, открытый, щедрый, бескорыстный, простой и благородный наконец человек. Который лишний кусок отдаст камраду, а на труд и опасность пойдет первым.
         Полюбуйтесь на красотищу, композиционно сгруппированную вокруг вертикали власти. Ну разве не прелесть эти сказки? Да мы лучше всех в мире! Гадство в том, что от нас уезжают к ним, поганцам; а от них к нам – не хочут, гнилые уроды.
         Иногда мне хочется быть марсианином.
         Улететь к черту и наблюдать все в подзорную трубу.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
ludmilapsyholog
Jul. 14th, 2015 08:31 am (UTC)
Истерика какая то. Непонятно, чем это лучше Киселева, те же яйца вид сбоку.
notabler
Jul. 14th, 2015 08:33 am (UTC)
Да, наверно, я, завороженная наводкой Леви, недостаточно критична. Мне понравилась страстность и стиль изложения. Я сейчас попробую прочесть это снова под вашим углом
notabler
Jul. 14th, 2015 08:37 am (UTC)
Беда в том, что я Киселева ни разу в жизни не слышала. Поэтому, вероятно, мне талантливая истерика выглядит как откровение, уж очень разнится с тем, что тут. Но пусть повисит для истории. В будущем я не буду делать такие перепосты.
deliadelia1
Jul. 14th, 2015 08:39 am (UTC)
а я не вижу истерику??? все по делу и с болью
notabler
Jul. 14th, 2015 08:42 am (UTC)
Да, человек как бы кричит от боли и отчаяния, от бессилия что-то изменить. Вот отчего мне именно этот текст показался очень характерным для текущего момента. Но Людмила, по-своему тоже права. Подобная интонация повышает градус психологического напряжения в стране. Он же по радио это говорил, голосом, так что, вероятно, интонационно и напомнил Людмиле Киселева. Безотносительно к содержанию, лишь по стилю.
deliadelia1
Jul. 14th, 2015 09:12 am (UTC)
ну так он не оратор. это всегда так было. я прочла именно текст.
и с опаской. потому что были времена, когда он увлекался рус. национализмом. именно поэтому я отошла от него.
а сегодняшний текст меня вполне с ним примирил.
ludmilapsyholog
Jul. 14th, 2015 10:06 am (UTC)
Я не слушаю радио. И напомнил он мне именно что содержанием. Это все то же +нас окружило бездуховное быдло+ Вокруг орки, как же нам, эльфами, среди них тяжело. Любимая игра российской интеллигенции.
Киселев, кстати, насколько я слышала, думает о своих слушателях ровно то же, ровно теми же словами.
ludmilapsyholog
Jul. 14th, 2015 08:47 am (UTC)
Ну, вот представьте, что вот это

+Проповедуя русскую духовность, забывают пропорцию коктейля: один Толстой на сто миллионов жллл… э-э… традиционных духоносцев. Русской духовностью в ассортименте можно снаряжать химические снаряды. Эффект отложенный, но неуклонный: двести лет – и враг побежит с этого места во все стороны+

говорит, скажем, Табаков об Украине. Киселев об Америке. Соловьев об Англии. Мысленно замените, скажем, Толстого на Фолкнера, а духовность на демократию.

sestra_leto
Aug. 24th, 2015 03:22 pm (UTC)
Он всегда пишет экспрессивно. То есть вообще обо всём так, даже если о мостовая в Питере )
tainstostrov
Jul. 14th, 2015 08:32 am (UTC)
Веллер вообще прекрасно пишет и внятно формулирует.
deliadelia1
Jul. 14th, 2015 08:37 am (UTC)
Они прекрасно понимают, что война – это верный и лучший способ сплотить массу вокруг власти и лидера

все правильно пишет
natalyayurieva
Jul. 14th, 2015 11:03 am (UTC)
отличный текст! Прямо и в лоб:) Восхищаюсь Веллером.
ya_exidna
Jul. 14th, 2015 11:58 am (UTC)
Странное впечатление от текста: согласна с мыслями автора, но мне совершенно не нравится стиль.
"Угрожаемый гибелью" - это, надеюсь, специально именно так сказано?
kniga_bukv
Jul. 14th, 2015 11:59 am (UTC)
Автор всё время путается в конструкции "мы-они".

... разворовывающие страну навынос казнокрады истерично клянутся в любви к Родине ...

Это вроде бы про "них", это – "они"

И дальше:
...наша духовность есть гарант нашей правоты...захлебываясь от самовосхваления
и восторженно умиляясь своим добродетелям, мы не ведаем ни благодарности, ни уважения к странам ближним и дальним...

А это "мы" – это кто?
Тоже те же "они", кажется

Но зачем тогда так невнятно и нелогично?
Автор, то отождествляет себя с властью, то дистанцируется от неё.
Не знаю, насколько продумано, но сформулировано плохо.
И тон, конечно, заполошный.
rhyme_addict
Jul. 14th, 2015 05:39 pm (UTC)
Веллер хорош, нет вопросов.
А вот критического отношения к Довлатову ни ему, ни Быкову простить не могу.
notabler
Jul. 14th, 2015 06:01 pm (UTC)
Я этого не знала. Жалко...
rhyme_addict
Jul. 14th, 2015 06:10 pm (UTC)
Потому что Довлатов, при всем моем пиетете к обоим названным авторам, масштабнее их обоих вместе взятых.
sestra_leto
Nov. 5th, 2015 05:58 pm (UTC)
Где там критика? Там вообще-то уважение и тепло. И ещё раз уважение. Довольно внятно в ножике всё это. А если в ножике не видно, так есть книга "Не ножик не Серёжи не Довлатова". Рекомендую даже вне зависимости от отношения к обоим - просто хорошая вещь.

И в том же "Ножике" есть вот это:

"...Фильм отображал жизнь этих мятущихся русских в этой стране контрастов Америке преимущественно двумя красками, белой и черной. Как предписывает произведению искусства закон драматизма, преобладала черная краска. Там одни радовались свободе и бизнесу, таких было меньшинство, а большинство страдало от бездуховности жизни и ненужности русской культуры, носителями которой оно является. Я с замиранием ждал, что здесь обязан возникнуть Довлатов . И наконец - впервые увидел его: не на фотографиях, а, так сказать, в движущемся и озвученном изображении. Это не была сцена довольства и успеха. Довлатов был большой, бородатый, низколобый и добродушно-мрачный. Его облик, скупой жест, интонации, внакладку на какой-то серо-бытовой фон, вполне воздавали впечатление скептической разуверенности во вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне: картина выглядела пессимистично и должна была, видимо, служить мысли, что писателю в Америку ехать не надо..."

"...Радио каждые полчаса прерывало еврейские песни последними известиями.
Их завершал обзор культуры. "В Нью-Йорке в возрасте сорока девяти лет
скончался от сердечного приступа русский писатель Сергей Довлатов ".
- Мишка, ты слышал? - сказал брат .
- Я слышал, - сказал я.
Радио трещало дальними помехами. Земля была невидимой и огромной:
нереальным множеством миров. Они слали сигналы сквозь пространство.
Жизнь оскольчато преломилась в разные измерения. Странно бередит
напоминание, что живешь в них одновременно.
Мы встали и выпили водки "Кеглевич" на помин души писателя Сергея
Довлатова .
Такие дела..."
rider3099
Jul. 18th, 2015 06:22 am (UTC)
Мне нравится, как он написал
old_pionear
Jul. 21st, 2015 07:42 pm (UTC)
Квинтэссенция эмоционального анализа ситуация. Без фактов и аргументов, но страстно и личностно. Тут поминали тихим словом Киселева... Признаюсь: я пару раз его слушал. Внимательно. Веллер ничуть не похож на Киселева, между ними пропасть. Почему? Потому что Веллер делится своей личной правдой, а Киселев использует "факты", которые выворачивает наизнанку, использует личную ложь, выдавая ее за свершившееся. Т.е. Веллер - генератор искренних эмоций, Киселев - генератор эмоциональной дезинформации.

Мне понравилось. Хорошая речь. Я и не знал отношение Веллера к текущему моменту (к моему стыду, наверное). Спасибо.

Вы не будете против взаимного френдования?
( 20 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Comments

  • notabler
    23 Sep 2023, 11:09
    Спасибо, дорогая моя Наденька, обязательно понаеду, но вот на след неделе концерт в Драугисте на большой сцене, потом еще один концерт, а 8 октября жду сына из Нью-Йорка, не видела его аж семь лет.…
  • notabler
    23 Sep 2023, 11:05
    Спасибо!
  • notabler
    23 Sep 2023, 11:05
    Спасибо, Таня. Да, я успокоилась, длинные прогулки добавили здоровья, в частности, перестало болеть колено, видимо, из-за жаркого лета. Мишка не столь здоров, но весел и счастлив - щебечет о своем…
  • notabler
    23 Sep 2023, 11:02
    Приезжай уже, диван у меня новый двуспальный, можно переночевать ). И на машине можно покататься, а то у Мишки желания смотреть достопримечательности нет
  • notabler
    23 Sep 2023, 11:01
    Спасибо!
Powered by LiveJournal.com