?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чрезвычайно интересная статья, в которой рассматривается проблема, которая интересут меня чрезвычайно: почему продолжительность жизни в России, особенно у мужчин, столь низка.

Николас Эберстадт - экономист и демограф, автор в общей сложности семнадцати книг. В течение последних тридцати пяти лет он пытается найти ответ на вопрос, почему жители Российской Федерации умирают в таких количествах и с такой скоростью, с которой не умирало население ни одной страны в мирное время. С каждым поколением продолжительность жизни россиян сокращается, хотя ей положено расти.
- Вы говорите о загадке смертности в России. В чем она заключается?
В том, что сегодняшний уровень смертности в России невероятно, неоправданно высок. И с каждым годом увеличивается. Это касается прежде всего мужского населения. Вот пример: сегодня ожидаемая продолжительность жизни пятнадцатилетнего мальчика в России меньше, чем в Сомали. Или еще пример: ожидаемая продолжительность жизни москвича ниже, чем жителя Калькутты. На всей планете, включая многие страны третьего мира, продолжительность жизни растет, в России же, вопреки логике, падает. Этот процесс начался в шестидесятые годы.



- Почему берется именно эта точка отсчета?

Понятно, что при Сталине смертность в стране была неестественно высокой: люди гибли в огромных количествах от рук собственного государства. Однако после прихода к власти Хрущева разрыв между Россией и Западной Европой начал стремительно сокращаться. В это время некоторые показатели в России были даже лучше, чем, например, в Испании или Португалии, и были годы, когда они приближались к германским. Сегодня в это трудно поверить, но к концу пятидесятых годов продолжительность жизни в России была всего на пару лет ниже, чем в среднем по Западной Европе. Однако потом, примерно когда убрали Хрущева, начало происходить нечто другое, совсем новое и очень нехорошее. Возникла тенденция, которая существует по сей день. Рост продолжительности жизни неожиданно прекратился, а смертность значительно выросла. В первую очередь это было заметно среди мужчин в возрасте от сорока до пятидесяти. Сперва исследователи думали, что причина высокого уровня смертности в России - отголоски Второй мировой войны. Но потом стала расти смертность среди мужчин, родившихся после войны. Это уже нельзя было объяснить германским вторжением. Главное - тенденция усугублялась, так что с каждой последующей возрастной группой таблицы выживания выглядели все мрачнее. В период правления Брежнева смертность продолжила расти во всех возрастных группах среди мужчин, а потом, все больше и больше, и среди женщин.
- Сам по себе этот факт не слишком удивителен, учитывая, что представляла собой страна в то время.
Да, пока существовал Советский Союз, я считал, что деформация общества, свойственная советскому строю, все объясняет. Во всех странах советского блока начиная с шестидесятых годов происходило нечто похожее - рост смертности среди мужчин и женщин трудоспособного возраста.
- Но коммунизм закончился...
...А трагедия сверхсмертности в России не только не прекратилась, но и усугубилась. В других странах постсоветского блока смертность стала снижаться, однако в России этого не произошло. Только в самом начале правления Горбачева тренд изменился, и смертность несколько снизилась, но это продлилось всего пару лет. Сегодня у каждого последующего поколения россиян шансов выжить меньше, чем у предыдущего. И это невиданная вещь! У нас просто нет такого опыта - чтобы в относительно богатом обществе в мирное время показатели здоровья населения ухудшались, да еще так сильно и так долго. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни в России составляет всего чуть больше шестидесяти шести лет! Это ниже, чем в Белоруссии, ниже, чем на Украине - если сравнивать с неблагополучными с этой точки зрения постсоветскими странами. Ниже, чем в Эстонии и Венгрии, где ожидаемая продолжительность жизни 73,5 года. Уровень смертности в России сейчас в два раза (!) превышает западноевропейский.
- Ну с кем-то Россию можно сравнить? С беднейшими странами Африки?
Я иногда говорю, что сравнивать картину российского здоровья со странами третьего мира - значит обидеть третий мир. Средняя продолжительность жизни в России, по данным Всемирной организации здоровья, за 2006 год ниже, чем в Бангладеш, Кампучии или Йемене. Это по населению в целом. А здоровье мужчин в России - это вообще в некотором смысле четвертый мир. Здесь Россия отстает даже от Эфиопии, Гамбии и Сомали. И что самое ужасное, продолжительность жизни в России по-прежнему сокращается.
- И в чем причина?
В том-то и дело, что причина непонятна. Рост смертности в России не может быть объяснен ни одним из обычных факторов.
- И этот рост как начался в шестидесятые, так и продолжается - все хуже и хуже, по нарастающей?
Да. Хотя самая удивительная черта российской статистики по смертности - это совершенно чудовищные прыжки от года к году. В других европейских странах - богатых и победнее - смертность меняется постепенно: стабильно снижается от года к году, по плавной траектории. Может обвалиться рынок акций, может случиться рецессия, но кривая остается стабильной, идет себе потихонечку вниз. А в России с момента конца коммунизма перемены в статистике смертности выглядят как перепады рынка акций. Например, ожидаемая продолжительность жизни в России резко сократилась после финансового краха в 1998 году. Был огромный скачок в цифрах смертности начиная с 1999 года и дальше. Можно, конечно, предположить, что экономический кризис означает трудности, а трудности - повышенный риск смертности для уязвимого населения. Но если посмотреть на страны Западной Европы, там рост или спад экономики не соотносится с ростом или спадом смертности. Даже во времена Великой депрессии в западных странах не было таких перепадов смертности, которые мы видим сегодня в России. Еще более странно другое. В период с 1998-го до прошлого года доход на душу населения в России практически удвоился, однако продолжительность жизни сокращалась - и в 2007 году была ниже, чем в 1998-м.
- Иными словами, в отличие от всего остального мира уровень смертности в России не связан с уровнем благосостояния?
Тут действует что-то другое, какая-то «русская болезнь», которая не входит в международный перечень болезней, составленный Всемирной организацией здоровья. Какая-то болезнь, которая полностью меняет картину смертности. Я действую как врач, пытаюсь исключить неверные варианты. Очевидно, что эта болезнь - не бедность. По классификации Всемирного банка, черта бедности - это уровень дохода ниже двух долларов в день. Количество людей, живущих за этой чертой, в России меньше, чем, например, в Китае. Но в Китае люди живут дольше. Продолжительность жизни мужчин в России ниже, чем в Индии, хотя никто не возьмется утверждать, что мужчины там живут богаче, чем в России.

- Тогда что? Так называемые болезни образа жизни? Стресс?

Действительно, в России настоящая эпидемия сердечно-сосудистых заболеваний. Уровень смертности от них здесь намного выше, чем в любой другой европейской стране. Но само по себе это ничего не объясняет. Существуют модели риска сердечно-сосудистых заболеваний, разработанные в разных странах за последние шестьдесят лет. Начиная с 1948 года проводились многочисленные исследования, и мы вроде бы все знаем о том, что приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям: повышенное давление, курение, повышенный уровень холестерина в крови, ожирение, малоподвижный образ жизни и, согласно некоторым моделям, алкоголь. Все вместе они называются «классическими факторами риска». И все они у россиян, конечно, имеются. Но штука в том, что реальный уровень заболеваемости в России гораздо, гораздо выше, чем можно было бы предсказать на основании классических факторов риска.
- То есть мы опять возвращаемся к тому же: существует некий неизвестный фактор? Может быть, дело в самой системе здравоохранения?
Резонно было бы предположить, но если посмотреть на реальный уровень расходов на здравоохранение в России - не так уж он отличается от сопоставимых европейских стран. Расходы на здравоохранение - в пределах нормы. В этих цифрах ничего особенного не разглядеть. А вот цифры смертности ни на что не похожи.

- Вообще и на Западе, и среди российских ученых принято объяснять российскую смертность «нездоровым образом жизни».

Да, но это тоже ничего не объясняет. Курение, например, не объясняет такой высокой смертности, ведь количество курящих в России не такое уж страшное, если сравнивать, например, с Грецией, где смертность при этом низкая. То же касается питания. Ну да, в российской диете мало фруктов и источников витамина С по сравнению с Западной Европой, но ведь и нет такой проблемы ожирения, как, например, в США и многих западноевропейских странах. Смотрим на потребление алкоголя: да, водка убивает огромное количество людей, в первую очередь в результате получения травм. Но даже если убрать из статистики смертность от травм и насилия, разрыв между уровнями смертности в России и Западной Европе сократится только на четверть.
- Экология?..
Вряд ли российская экология может оказывать настолько разрушительное воздействие. В Китае, например, есть чудовищно загрязненные районы. Сельская местность местами превращена в искусственную пустыню. Тем не менее продолжительность жизни в Китае растет. Возможно, если бы не экология, она росла бы быстрее, но ведь растет. Так что я бы сказал, что экологию, конечно, необходимо иметь в виду, но в России явно действует некий иной фактор, который убивает своих жертв куда быстрее.
- А что еще известно об этом факторе?
Вот интересная деталь. Внутри Российской Федерации существует чудовищная разница в уровне здоровья между более и менее образованными людьми. По последним имеющимся данным, среди людей с высшим образованием смертность не такая низкая, как в Западной Европе, но в общем сравнимая. Среди людей, получивших только среднее образование, смертность гораздо выше - скорее как в беднейших странах Латинской Америки. А вот среди тех, кто не окончил школу, смертность уже как в беднейших странах Африки. Совершенно поразительное расслоение общества по уровню образования.
-  Давайте проверим, правильно ли я вас понимаю. В какой-то степени высокий уровень смертности в России объясняется классическими факторами: травмами, стрессом, образом жизни, экологией. Однако суммарное воздействие этих факторов, с вашей точки зрения, не может объяснить того, что уровень смертности настолько высок и продолжает расти. То есть существует еще некий неизвестный фактор, вызывающий дополнительный эффект. Так? В чем же, по-вашему, он заключается? В чем заключается «русская болезнь»?
Мое предположение - подчеркну, всего лишь предположение - русская болезнь носит психологический характер и сводится к отношению и подходу к жизни. Если попытаться подобрать медицинский термин, то это вопрос душевного здоровья. Есть исследования, которые указывают на то, как серьезная депрессия влияет на здоровье. Чем сильнее депрессия, тем выше риск заболеть. И тем люди дольше болеют. И тем с меньшей вероятностью выздоравливают. Мне кажется, взаимосвязь между тем, что в медицине называется депрессией, и катастрофой сверхсмертности в России недостаточно изучена. Хотя кое-что известно из международных исследований. Мы знаем, например, что россияне гораздо меньше довольны жизнью, чем жители других стран. Согласно одному исследованию, самые несчастливые народы мира - россияне и зимбабвийцы. Думаю, это объясняет по крайней мере часть загадки.
- Смертность стала расти после смещения Хрущева. Тогда и появилась «русская болезнь»?
Я задал этот вопрос в своей книге «Нищета коммунизма» еще в 1988 году и высказал предположение, что резкое изменение картины смертности связано с изменениями в настроениях общества и с тем, как люди смотрели в будущее. Это было началом периода, когда, как выразился другой исследователь, «советский человек стал пессимистом». Может, это не случайное совпадение?
- А до этого он был оптимистом?
В семидесятых годах историк Джон Бушнелл опубликовал очень важное эссе - на него до сих пор часто ссылаются, - в котором исследовал настроения советского «среднего класса» во время правления Хрущева. Он писал, что начиная с середины пятидесятых и где-то до начала шестидесятых в воздухе витало нечто, что невозможно измерить, но что, тем не менее, играет очень важную роль, - некоторое ощущение, что в Советском Союзе все же удастся построить успешную социалистическую систему. А к моменту смещения Хрущева этот новый эксперимент себя исчерпал. Надежды больше не было. Таков был его аргумент. Я позволил себе расширить его и предположить, что эти настроения не ограничивались городским «средним классом», что это был воистину дух времени.
- Но неужели россияне не стали оптимистами за почти десять лет беспрецедентного роста благосостояния?
Бросается в глаза именно то, насколько прочны пессимистические настроения в российском обществе, несмотря на рост благосостояния. Возможно, это связано с усугубляющимся неравенством, то есть с тем, что огромное количество людей оказалось непричастным к новому богатству. Но это не очень хорошее объяснение. В Америке, например, тоже сильнейшее и усугубляющееся экономическое расслоение общества, но это, похоже, несильно влияет на настроения.
- То есть дело не в неравенстве как таковом, а именно в настроении общества, в том, насколько защищенными чувствуют себя люди, как они видят будущее?
Неравенство - вообще сложная материя, ведь есть много разных видов неравенства. Но мы не очень хорошо умеем его замерять. Существуют виды неравенства, связанные с коррупцией, с неравенством людей перед законом. Кое-какие данные о подобных видах неравенства содержатся в таких работах, как «Индекс экономических свобод» Института Фрейзера (Россия на 101-м месте из 141-го) или «Индекс восприятия коррупции» организации Transparency International (Россия на 147-м месте из 180-ти). Оба индекса показывают не только то, что ситуация в России плоха, но что она необычайно плоха для страны с таким высоким уровнем благосостояния. Это, конечно, влияет на настроение людей.
- Вы пользуетесь российской статистикой продолжительности жизни, и в том, что касается оценки уровня смертности в России, заметных разногласий с ведущими российскими специалистами у вас нет. Я расспросила отечественных демографов - в целом они согласны с вашей оценкой. Меня это поразило. Если степень серьезности ситуации хорошо известна специалистам, то почему настолько низок уровень общественного внимания к ней?
Вы меня спрашиваете? Я американец. И меня чрезвычайно удивляет именно отсутствие отклика на эту проблему в российском обществе. Конечно, Россия не то чтобы совсем открытое общество, но все-таки общественное мнение еще не истребили окончательно. А в девяностые годы и вовсе было огромное количество политических партий, любая из которых могла бы сделать из кризиса смертности свой «конек». Но единственный, кто попытался это сделать, - Зюганов, и это была насквозь циничная попытка: он обвинил Ельцина в геноциде российского народа. А в остальном - молчание. И пока народ молчит, российское руководство может эту тему игнорировать. Посмотрите на Францию. Несколько лет назад там случилась невиданная жара, в результате которой погибли пятнадцать тысяч пожилых людей. Это привело к кризису национального сознания, огромному и действительно необходимому публичному разговору о том, как устроена жизнь пожилых людей в стране. В России же жертвами сверхсмертности только с 1992 года стали почти семь миллионов человек: 1 734 000 женщин и 4 889 000 мужчин! Это как три Первые мировые войны! И кто об этом говорит?
- Как, с вашей точки зрения, можно исправить положение?

Вероятно, очень медленно и очень целенаправленно. Хотя есть вещи относительно недорогие, которые могли бы подействовать быстро. Например, в области борьбы со смертностью от травм. Риск умереть от травмы в России выше, чем в Евросоюзе, в четыре раза. Смертность от травм здесь сравнима с такими странами, как Ангола или Либерия. Можно начать с организации качественной и эффективной помощи при травмах. Такие вещи могли бы оказаться очень действенными, но, несмотря на Программу-2020, они не делаются. На серьезные меры уйдет гораздо больше времени, ведь это вопрос изменения отношения к жизни. Возможный пример такого изменения - то, как в США за пару поколений курение превратилось во что-то позорное. Делать позорным питье водки - это в некотором смысле сделать русскость позорной, но водка в том виде, в котором существует в русской жизни, - страшный убийца, в особенности в последние десятилетия. Что же касается психологического настроения общества - это еще один отдельный вопрос.
- Как вылечить от депрессии целое общество? Где-нибудь были такие попытки?
Да, это нелегкая задача для государства. Если не ставить цели обеспечить каждого гражданина личным психоаналитиком и кушеткой, что можно сделать? Необходимо изменить отношение людей к своей жизни, дать им ощущение защищенности. Но это непросто.
- Что будет, если ничего не изменится?
Население России будет становиться все малочисленнее и все менее здоровым, причем трудоспособное население - в особенности. Россия станет одним из малонаселенных и нездоровых регионов мира. И я не могу себе представить, при каком раскладе это могло бы быть хорошо для России или для кого бы то ни было еще.

http://portal-nko.ru/dialog/point/346

promo notabler february 2, 2012 09:13 37
Buy for 30 tokens
По кончикам верб Голоса за дверью - мама, папа, сестры. Детство. Я проснулся. Слюнка натекла... Вспомню - будто возвращусь на укромный остров. Там тепло. До смерти хватит мне тепла. Яблоки с айвою, с ноткою тумана- запах. Так, наверное, должен пахнуть рай... Принеси мне яблочко, мама...…

Comments

( 61 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
rankin_almst500
Jun. 21st, 2015 10:00 pm (UTC)
у моего отца (ему в этом году будет 80) из "contemporaries" остался только один - бывший геолог (из шестидесятников)... а большинство умерли лет 20 назад, в середине 90-х... я помню тогда звонила домой: он только и сокрушался что, то этот знакомый умер, то другой... один за одним, каждый месяц... он, честно говоря, был в шоке тогда...
notabler
Jun. 21st, 2015 10:13 pm (UTC)
Меня когда-то поразили безмерно цифры потерь россиян в ДТП по сравнению с Великобританией: при сопоставимом числе автомобилей и посредственными британскими дорогами тут погибло на дорогах 1400 человек в год, а в РФ в том же году - 24 тысячи. Остальное вообще непонятно. Товарищ, который статью эту написал, 35 лет жизни потратил на решение загадки. Мне сдается - общее наплевательское отношение к жизни, которое отражается в ноосфере и бьет молнией по территории этой страны. А сгущалось это отношение к людям, как к грязи, тянется веками
(no subject) - bizianka - Jun. 22nd, 2015 03:51 pm (UTC) - Expand
badnight
Jun. 21st, 2015 10:14 pm (UTC)
сложная тема, но штука в том, что мои успешные друзья (в IT), получили такие посты в этом аде, что понимая ситуацию не хотят ничего менять, как и впрочем госдура и тп, может и я был-бы таким-же, но я работаю на кладбище и у меня "каждый день война"
notabler
Jun. 21st, 2015 10:19 pm (UTC)
Они могут быть абсолютно внешне успешные, но никак не застрахованные от стрессов и унижений на работе и вне ее: старое правило "Я начальник- ты дурак", вызовы на ковер и хамские разносы в присутствии всего коллектива никто не отменит, я не верю в такие перемены. Плюс, товарищ идет за визой, паспортом, в больницу, в магазин или кабак, и там получает еще порции стресса регулярно. Общей невротичностью наполнен весь русский сектор ЖЖ, паранойей, конспирологией, недоверием и желанием самоутвердиться, потоптавшись на голове оппонента. Это же очевидно.
(no subject) - badnight - Jun. 21st, 2015 10:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jun. 21st, 2015 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - badnight - Jun. 21st, 2015 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rankin_almst500 - Jun. 21st, 2015 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jun. 22nd, 2015 09:23 am (UTC) - Expand
tainstostrov
Jun. 21st, 2015 11:12 pm (UTC)
пару лет назад переводила/анализировала статистику ВОЗ о продолжительности жизни - обалдевала от данных((
Но все равно непонятно. Можно долго ругать Россию, но все-таки уровень жизни там выше, чем в Анголе. Прививки делают, инфекций меньше. Почему же такая смертность?
notabler
Jun. 22nd, 2015 06:39 am (UTC)
Мне кажется, что в Анголе солнышко, поднимает настроение и иммунитет. Хотя там война и Боку Харам...
(no subject) - tainstostrov - Jun. 22nd, 2015 08:39 am (UTC) - Expand
krupelega
Jun. 22nd, 2015 12:14 am (UTC)
Надежда, я читала записки подмосковного врача кардиолога...
Очень чётко излагается поведенческая особенность российских мужчин.
Если отбросить в сторону алкоголизм(далеко не все алкоголики),то остаётся важнейшая составляющая ,приводящая к ранней смертности.
Она проста ,даже примитивна.
Мужчины не принимают необходимых лекарств,которые во всём мире сопровождают людей в возрасте старше 60лет.
Врач пишет,что женщины всё же даже неграмотные берут выписанные таблетки от давления и регулярно их пьют. А мужчины отличаются уникальной халатностью по отношению к своему здоровью...
Врач отмечает ,что из 10...20 больных редко встречается один или два ,с которыми возможно наладить необходимое консервативное лечение.
notabler
Jun. 22nd, 2015 06:38 am (UTC)
Но кардиология не делает всю статистику, она дает не более 20% всех смертей, особенно в среднем возрасте, разве не так? Врач пишет о своих больных, которые, конечно, разгильдяи, но когда подопрет, все же лечатся. А остальные?
(no subject) - krupelega - Jun. 22nd, 2015 04:02 pm (UTC) - Expand
simfeya
Jun. 22nd, 2015 03:16 am (UTC)
Вот умник.
Нет такого диагноза "тоска." Россияне умирают от вполне банальных причин: недостаточность медицинской помощи; последствий приёма наркотиков, алкоголя, табакокурения; ДТП и несчастные случаи (особенно на производстве, где владельцы экономят на технике безопасности); у подростков - самоубийства.



Edited at 2015-06-22 03:17 am (UTC)
notabler
Jun. 22nd, 2015 06:21 am (UTC)
Так что он делал 35 лет, изучая причины? Он в первую очередь должен был учесть перечисленные причины. Там же написано - по табакокурению, к примеру, Греция не ниже, по алкоголю - множество стран имеют подобную статистику, по самоубийствам Литва, как я знаю, всегда первые позиции занимает, и так по всему твоему списку. Медицина хуже в куче стран, где продолжительность жизни не в пример хуже и недоступней (Индия, в частности, африканские страны в большинстве своем), а продолжительность жизни у тех выше. Об этом и статья - что все по отдельности вроде учитывал, а причины так и не нашел
(no subject) - simfeya - Jun. 22nd, 2015 06:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jun. 22nd, 2015 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jun. 22nd, 2015 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jun. 22nd, 2015 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jun. 22nd, 2015 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinoza_yats - Jun. 22nd, 2015 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jun. 22nd, 2015 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jun. 22nd, 2015 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jun. 22nd, 2015 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jun. 22nd, 2015 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jun. 22nd, 2015 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jun. 22nd, 2015 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jun. 22nd, 2015 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jun. 22nd, 2015 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - n67n67 - Jun. 22nd, 2015 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jun. 23rd, 2015 03:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - n67n67 - Jun. 23rd, 2015 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jun. 24th, 2015 04:19 am (UTC) - Expand
ptiz_siniz
Jun. 22nd, 2015 06:39 am (UTC)
Вот это понравилось: "реальный уровень расходов на здравоохранение в России - не так уж он отличается от сопоставимых европейских стран. Расходы на здравоохранение - в пределах нормы."
Как будто если есть расходы на здравоохранение, то все деньги доходят в России до адресата! Цирк какой-то. Сразу чувствуется, что человек не знает российских реалий, смотрит только в цифры...
Катастрофа у нас с системой здравоохранения! Недавно столкнулась с ней на примере семьи подруги - волосы дыбом. Совершенно понятно, что нестоличная, негородская, а областная медицина - это гроб с музыкой.

А насчет депрессии нации - верный вывод, похоже... И вылечить общество от депрессии можно не кушеткой и психоаналитиком, а изменением сознания руководства, изменением отношения правителей к своим гражданам. Но это - из области фантастики, поэтому депрессия будет продолжаться...
notabler
Jun. 22nd, 2015 06:42 am (UTC)
Медицина плохая, но не хуже все же, чем в Анголе и в других африканских странах. Депрессия и стрессы всех видов - это да, и в отношении ее причин я склонна с тобой согласиться
(no subject) - tainstostrov - Jun. 22nd, 2015 08:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - ptiz_siniz - Jun. 22nd, 2015 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - tainstostrov - Jun. 22nd, 2015 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jun. 22nd, 2015 09:34 am (UTC) - Expand
galina_fn
Jun. 22nd, 2015 07:36 am (UTC)
Афган, Чечня, дедовщина в армии, а дальше наркотики и алкоголь...
notabler
Jun. 22nd, 2015 06:43 pm (UTC)
Да, это тоже огромную роль играет. Ведь профилактики послевоенных неврозов сроду не было никогда, помощи никакой. Особенно после Афгана. А на войне они пили и употребляли наркоту все до одного практически.
blue_winged
Jun. 22nd, 2015 07:47 am (UTC)
Как интересно перекликается с тем, что я запостила. Тут- идея, там - детальное объяснение, как это работает. И да, я склонна согласиться.
fast_squirrel
Jun. 22nd, 2015 08:35 am (UTC)
Да, стрессы присутствуют везде. Вызвала отцу скорую- получи за то, что отрываешь время глубоко занятых людей. Нужен загранпаспорт ( пусть и 100 с плюсом сайту госуслуги) - жди месяц! Консьерж типа есть в квитанции, но на рабочем месте отсутствует и т.д во всех сферах жизни- то есть-имеется фактор постоянных мелких неприятностей и конечно если даже понемногу, но часто раздражаться, то, что останется от здоровья? Но и смеяться над всем этим тоже устаешь:)
vika_1_2
Jun. 22nd, 2015 12:34 pm (UTC)
В "Докторе Живаго" есть объяснение:
"В наше время очень участились микроскопические формы сердечных кровоизлияний. Они не все смертельны. В некоторых случаях люди выживают. Это болезнь новейшего времени. Я думаю, ее причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие."
notabler
Jun. 22nd, 2015 04:31 pm (UTC)
Да, это вероятно. И вообще влияние психики на соматику, для всех болезней вообще
math_mommy
Jun. 22nd, 2015 04:56 pm (UTC)
Вкратце - есть на эту тему старый анекдот о приеме в партию и опросе на тему "чем вы пожертвуете ради партии", с концовкой: "А на... мне такая жизнь."
Более подробно и серьезно - в стране культивируеся этика солдат, которым не страшно умирать молодыми, с сопутствующими отношениями к другими сторонам жизни - превозношение братства, пренебрежение к женщинам (привязанность к женщине может остановить человека от пожертвования собой на поле боя), алкоголь для забытья и отрубания способности к улучшению своей жизни, и так далее.
Зато есть много дешевого пушечного мяса. В Штатах, например, наемникам много платят, и они идут на пенсию в 40 лет, полностью обеспеченные до конца жизни. Россия тоже много и постоянно воюет, откровенно догоняя Америку в этом смысле. Во многом благодаря тому, что нормально воевать за гроши.

Edited at 2015-06-22 04:57 pm (UTC)
notabler
Jun. 22nd, 2015 05:04 pm (UTC)
Вот и я так думаю. Плюс, женщины имеют смысл жизни - они смотрят за внуками по крайней мере. Мужчины на пенсии не имеют никакого смысла существования. Сама помню, как умер за месяц умница и казалось бы, здоровейший человек - наш завкафедры, которого как-то грязно отправили на пенсию. И мой папа работал до 78 как минимум, а как отправили-таки, умер через несколько лет, утратив смысл жизни, я считаю. Он же был здоров, каждый день час занимался зарядкой и прочее. И причина смерти была далеко не ясной. Я думаю, мозг им командует отключаться
(no subject) - n67n67 - Jun. 22nd, 2015 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jun. 22nd, 2015 10:06 pm (UTC) - Expand
nelenaa
Jun. 22nd, 2015 06:17 pm (UTC)
три причины: водка, водка и водка(((
notabler
Jun. 22nd, 2015 06:21 pm (UTC)
пожалуй, соглашусь (
rider3099
Jun. 22nd, 2015 09:29 pm (UTC)
Пришла в голову мысль (если дурацкая, прошу прощения): может, россияне подсознательно просто не хотят жить?
notabler
Jun. 22nd, 2015 09:46 pm (UTC)
Оно и есть тоска практически. Тоска смертная - только у русских такое выражение и есть. Вполне согласна с такой мыслью. Оттого и на Донбасс лезут, от тоски и скуки. У них нет домиков, который надо обиходить, обсадить, украсить и отремонтировать, дворы страшны и грязны, на улицах гнусь и мат встречаются ежедневно. Душе негде найти утешения, кроме природы. А на природе - завалы мусора, принесенного на пикники тоже. Почему японцы живут долго - просто красота, порядок у них, дают вдохновение и отдохновение.
(no subject) - rider3099 - Jun. 22nd, 2015 09:52 pm (UTC) - Expand
snow_alis
Jun. 23rd, 2015 08:15 pm (UTC)
Прочла и комменты тоже, я думаю что причина все-таки в психологии, ведь и водку пьют и курят, это все психологическое для снятия стресса от жизни в крайне агрессивной среде.
У нас нет спокойствия и умиротворения в жизни, кругом множество озлобленных людей, которые не видят ничего хорошего и ничего хорошего не ждут.
Я помню как читала статью одного белоруса, который уехал в Австралию и у него спросили в чем главное отличие между Австралией и Беларусью? Он ответил: "В Австралии самое главное это человек. здесь всё для людей, чтобы нам было удобно, спокойно и комфортно, а в Беларуси люди всего лишь мелкие винтики в государстве, их можно использовать и выбросить и будут другие вместо них"(
notabler
Jun. 23rd, 2015 08:16 pm (UTC)
Я тоже склоняюсь к этому мнению
Неля Молчанова
Jun. 26th, 2015 02:15 pm (UTC)
Мне думается. что становой хребет народа сломлен. об этом Астафьев писал.Гражданская, коллективизация, репрессии... Добила отечественная. Мы в это превратились, мы никуда не годимся.Благодаря истории, судьбе или собственному безволию и разгильдяйству. Наверное, всему сразу. Женщины еще себя находят в детях. внуках в бесчисленных заботах. Мужики в России в основной массе-полное ничто.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 61 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com