?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Супер-полезные практические советы. Надеюсь, что хоть кому-то они помогут. А могут и жизнь спасти. Летом мы много ездим по свету.
Оригинал взят у radion_gz_china в Пять признаков того, что дальше ехать нельзя.
Олег как  всегда всегда толоково пишет, но жаль стал редко писать в Живом Журнале


Когда надо остановится и передохнуть в дальней дороге:
у olegradul в Пять признаков того, что дальше ехать нельзя.
40 дней назад мои друзья разбились насмерть по пути в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: "Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный и т.п. С нами такого не случится." Но в этот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Что Вадим, который сам себя называл "профессиональным балаболом": мог сутками напролет болтать с любым водителем, даже незнакомым. Что Смолин, который ездил аккуратнее меня, всегда внимательно следил за своим состоянием. Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент когда уже пора водителю меняться... Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего лишь однажды, но хватило и одного раза. В живых никого не осталось, все трое, кто был в машине, погибли.

(последний кадр с регистратора)

Побывав на месте аварии, рассмотрев их изуродованный Паджерик с мозгами на подголовнике, просматривая записи с регистратора, я совершенно четко осознал для себя такую простую, в общем-то, логичную вещь: "Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я, точно так же как они, могу легко умереть на трассе подобным образом."

И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать. Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Помнится, целый арсенал у меня был: кофе, семечки, энергетики и т.п. А потом я догадался, что ищу-то совсем не то! Ни один из них не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, а главное — уметь вовремя остановиться!

И здесь не канает народная мудрость "Устал — отдохни", которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?

И эти критерии должны быть явными и однозначными.

В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же меняюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.

Итак, пять объективных признаков того, что вот-вот заснешь:

  1. Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

  2. Обман зрения: фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это уже крайняя стадия. Мозг не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.

  3. Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.

  4. Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 32. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно ... ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому во-первых: кто болтает — тот не уснет; а во-вторых: если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

  5. Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли...


И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: "Слыш, ты в порядке?". Ответ всегда будет один и тот же: "В порядке.". Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: "А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?", или "Сколько нам еще осталось до ...", а лучше даже что-то более сложное, вроде: "Как ты думаешь, что лучше подарить <имя общего друга> на день рождения?". И если ответы покажутся слишком простыми, либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.

В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.

И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: "Подумаешь, проеду еще XX км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь".

Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо их, безусловно, строго придерживаться (заметил хоть один — остановился). Но все же единственный вариант, в котором я уверен на 100%, это плюс ко всему ехать с кем-то вдвоем, и постоянно беседовать. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но, например, когда мы ехали в кругосветку, нас было четверо, и мы его легко придерживались. В последнее время я стал все чаще и чаще забивать на него, порой из-за отсутствия собеседников, а иногда уже просто так. Но, видимо, зря. Жизнь, блин, умеет показать как делать не надо. Глупо не учиться.

Берегите себя.
promo notabler february 2, 2012 09:13 37
Buy for 30 tokens
По кончикам верб Голоса за дверью - мама, папа, сестры. Детство. Я проснулся. Слюнка натекла... Вспомню - будто возвращусь на укромный остров. Там тепло. До смерти хватит мне тепла. Яблоки с айвою, с ноткою тумана- запах. Так, наверное, должен пахнуть рай... Принеси мне яблочко, мама...…

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
natalyayurieva
Jun. 19th, 2015 10:43 am (UTC)
надо почитать, ночью еде сына провожать а а/п Вильнюса, спасибо, как для меня.
notabler
Jun. 19th, 2015 02:55 pm (UTC)
Ну, в Литве таких расстояний немного, чтобы уснуть. Ну, если только утомление зашкалило или бессонница была накануне
(no subject) - natalyayurieva - Jun. 19th, 2015 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jun. 19th, 2015 04:00 pm (UTC) - Expand
Про кофеёк - pani_svitlana - Jun. 19th, 2015 04:29 pm (UTC) - Expand
Re: Про кофеёк - notabler - Jun. 19th, 2015 04:48 pm (UTC) - Expand
river_ems
Jun. 19th, 2015 01:04 pm (UTC)
Хорошая статья. Но ужас до чего я не люблю болтать в машине! ((
notabler
Jun. 19th, 2015 02:54 pm (UTC)
мой муж иной раз треплется, как заведенный, отыгрывается за время молчания каждый у своего компа. Он должен концентрироваться на одном. А в машине он расслаблен, концентрироваться на дороге ему легко с 65 годами стажа ))
maksina
Jun. 19th, 2015 01:59 pm (UTC)
Не обязательно в горы...
У меня сестра подруги с мужем так погибла - судя по тормозному следу все в машине уснули .
За рулем был муж со стажем вождения под 20 лет :((
notabler
Jun. 19th, 2015 02:46 pm (UTC)
Какой ужас! И ведь никто не застрахован... Надеюсь, технологии скро дойдут до того, чтобы автоматом будить засыпающего человека
(no subject) - maksina - Jun. 19th, 2015 02:49 pm (UTC) - Expand
mb_b
Jun. 19th, 2015 02:04 pm (UTC)
Вот поэтому-то я машину и не вожу. Но должен сказать, что пару раз я и на велосипеде был на грани засыпания.
notabler
Jun. 19th, 2015 02:12 pm (UTC)
Не велосипеде уснуть - круто! Вы хорошо водите его, похоже
inmigrante
Jun. 19th, 2015 03:25 pm (UTC)
Эх, во время слипания ресниц уже не соображаешь, что надо остановится и поспать - сознание изменяется.
notabler
Jun. 19th, 2015 03:51 pm (UTC)
я пока такого не испытывала, когда я за рулем, я обычно слишком напряжена, так как считаю себе по-прежнему слабым водителем. Но и слишком далеко, типа 500 км я не ездила никогда. За 200 км, максимум 250, что я ездила, так не устанешь. Но все равно, признаки это полезные
(no subject) - inmigrante - Jun. 19th, 2015 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jun. 19th, 2015 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - inmigrante - Jun. 19th, 2015 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jun. 19th, 2015 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - inmigrante - Jun. 19th, 2015 08:29 pm (UTC) - Expand
rider3099
Jun. 19th, 2015 09:20 pm (UTC)
Очень полезный пост, спасибо!
notabler
Jun. 19th, 2015 09:36 pm (UTC)
для того и перепостила, летом, в отпуска, многим полезно напомнить
olenka_ion
Jun. 19th, 2015 09:33 pm (UTC)
Хорошие советы.
jagodra103
Jun. 21st, 2015 05:35 pm (UTC)
очень хорошо и убедительно написано.
мы из Финляндии возвращались ночью, утром все на работу надо было, а ехать 600 км, и зять за рулем с 4 утра.
вот я боялась, не передать! интуитивно "цепляла" его, думаю, ненависть к себе я переживу, а аварию - вряд ли.
notabler
Jun. 21st, 2015 05:36 pm (UTC)
Правильно ты делала. Любые способы хороши в таких случаях, чтобы человека тормошить.
(no subject) - jagodra103 - Jun. 21st, 2015 09:48 pm (UTC) - Expand
snow_alis
Jun. 21st, 2015 09:21 pm (UTC)
Спасибо Надя! А я бывает езжу на дальние расстояния, и признаки это с ужасом заметила что мне знакомы, оказывается я ездила фактически на грани, теперь буду знать!
uaham
Jun. 23rd, 2015 04:16 pm (UTC)
Ну останавливался, опосля 600км дорог СНГ, но толку - специально кимарнуть не возможно.
notabler
Jun. 23rd, 2015 04:18 pm (UTC)
Может, есть какие-то боковые дороги, там поляночки, где поспать можно? Про мотели-придорожные кафе-ресторанчики я не говорю, хотя где-то наверно есть?
angela_karfoss
Jun. 27th, 2015 02:25 pm (UTC)
В Избранное, да. Спасибо.
( 30 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com