julite, http://otzovik.com/review_179300.html
Литовский аналог праздника Масленицы называется Užgavėnės (Ужгавенес), что в переводе на русский язык означает «заговенье». Хотя по происхождению Užgavėnės – праздник языческий, он, тем не менее, увязан с датой Католической Пасхи и отмечается за 7 недель до празднования Светлого Христова Воскресения у католиков. Поэтому в нынешнем году Užgavėnės в Литве отмечали 18 февраля. Смысл праздника – примерно такой же, как и у Масленицы: прогнать суровую, надоевшую зиму и позвать на литовскую землю теплую долгожданную весну, по которой сильно соскучились.
Празднование Užgavėnės в литовской столице, Вильнюсе, проходит на Ратушной площади. И если позволяет погода, мы тоже приходим на этот праздник. Литва сейчас живет очень трудно, однако всем бедам назло литовцы умеют создавать зажигательные, забавные зрелища буквально «из ничего» и искренне радуются каждому официальному или «неформальному» празднику.
В этот раз мы начали наблюдать за праздничным действом не с Ратушной, а с Кафедральной площади, у входа во Дворец Правителей, откуда в 15.30 по местному времени должна была стартовать процессия ряженых, приехавших из разных районов Литвы. Прежде чем идти на Ратушную площадь, ряженые одарили зрителей карамелью и начали водить хороводы с детишками. К вождению хороводов быстро подключились и взрослые.
Как видите, на лица многих ряженых надеты маски. Обычно ряженые изображают различных животных (в составе которых обязательно будет козел – далее объясню, почему), цыган, мадьяр, ведьм, чертей, нищих, шутов, докторов, торговцев. В процессии также участвуют всадники на самодельных конях и люди, изображающие смерть с косой. Впрочем, были еще и другие –
например, «латиноамериканские» персонажи.
На нижнем фото – главная героиня праздника. Зовут ее Морэ. Кукла по имени Морэ символизирует дух зимы. Облик Морэ, сделанной в этом году, мне понравился гораздо больше, чем в предшествующие годы. Еще немного, еще чуть-чуть, Морэ подхватят на руки, и с песнями и плясками понесут на Ратушную площадь.
Еще один главный участник праздника – командующий процессией ряженых остроумный краснощекий и красноносый генерал Гвоздика, почему-то питающий непонятную слабость к советскому военному обмундированию.
Основным оружием генерала является мегафон, с помощью которого он подает команды процессии и выкрикивает праздничные лозунги. Я покажу Вам более ранний фотопортрет генерала, на котором он выглядит интереснее, чем сейчас.
И вот процессия ряженых, исполняя старинные литовские народные песни, посвященные празднику, движется по улице Pilies (Пилес). Ряженым машут руками из-за витрин кафе, ресторанов, некоторые выходят с фотоаппаратами на балконы. К шествию присоединяются приехавшие в Вильнюс туристы.
На Ратушной площади был развернут палаточный городок с праздничными закусками и изделиями народных промыслов: Бобровая блинная (ну как же обойтись без блинов в этот праздник!), прилавки с колбасами и копченостями, медом, баранками, булками, плюшками, печеньем, пирожными, знаменитыми литовскими тортами – шакотисами, литовским белым сыром, кофе, горячим вином, шапками, шарфами, варежками, носками, бусами, а также посудой из керамики.
На площади, готовой встретить процессию, уже заботливо разожжен костер. Костер, как Вы уже, наверняка догадались, предназначается для сожжения Морэ. Ну и до наступления этого торжественного момента, - для обогрева желающих.
На сцену, устроенную на ступеньках Вильнюсской Ратуши, выходят два главных героя-антипода, две противоборствующие силы: толстый ЛашинИнис и субтильный КанапИнис.
Обвешанный колбасными изделиями Лашининис символизирует силы зимы и время до начала поста, когда потребляется мясная и жирная пища.
Оппонент Лашининиса – Канапинис, символизирует силы весны и постный период с запретом на мясной рацион. В этот раз из-за сильного холода Канапинис был одет в обычную куртку и шапку. А «типичный» наряд Канапиниса я покажу Вам на более старом фото, где мы стоим с ним рядышком.
Арбитром в противоборстве этих «товарищей» выступает все тот же генерал Гвоздика. Команды ряженых объединяют в две большие группы, одна из которых должна поддерживать Лашининиса, а другая – Канапиниса. Команды по очереди выходят на сцену и исполняют различные номера по тематике праздника – в том числе и с пародиями, политической сатирой, всевозможными шутками-прибаутками и т. д. Генерал придирчиво оценивает каждое выступление, но арифметика арифметикой, а победить, по замыслу праздника, должен, сами понимаете, Канапинис.
Одним из первых выходит традиционный хор нищих, который на сей раз просит восстановить уменьшенные в кризис пенсии и уменьшить суммы счетов за отопление.
Далее – народные песни, танцы, в пляс пускаются и литовские зрители, и гости столицы. Ряженые медсестры предлагают детишкам таблетки из…чего-то колбасного.
Помните, я говорила о том, что в составе процессии ряженых должны быть козлы? Так вот – в рамках празднования устраивался конкурс козлов. Каждый участник, выбравший козлиный наряд, должен был выступить с каким-нибудь номером.
Мне больше всего понравился вот этот юный козел-студент с долларовым знаком на шее. Он очень мило проблеял весенние сатирические куплеты.
После него на сцену вышел другой козел. По рассказу сопровождавшей его «крестьянки», она вообще-то хотела его зарезать. Но неожиданно выяснилось, что это «животное» умеет петь и играть. И в доказательство своих музыкальных способностей, козел исполнил народную песню, аккомпанируя себе на гармошке.
Очередного козла, представшего перед публикой, звали (или, во всяком случае, это был его сценический псевдоним) Мечиславас – на нижнем фото он в середине.
В отличие от «коллег», Мечиславас не стал ни петь, ни плясать. Он взял пластиковую бутылку, по-моему, из-под «Спрайта» и облил ее содержимым коллег по команде, а также людей, стоящих под сценой. Ну точно – козел! И если действительно липким «Спрайтом» – то козел вдвойне!
Надо сказать, что сценарий праздника не повторяет «один к одному» те сценарии, которые были в предыдущие годы. Главные его персонажи и символы – Лашининис, Канапинис, и, безусловно, Морэ – естественно, неизменны. Но могут меняться конкурсы, составы участников, песни и танцы. Нам в свое время понравилась группа артистов, приглашенных из Дании. Мимы, облаченные в деревянные маски и танцевавшие под ритм барабана, выглядели и экзотично, и в то же время очень трогательно.
Кульминацией празднования Užgavėnės является сожжение куклы Морэ. С момента ее сожжения зима считается изгнанной с литовской земли. Сожжение должно было состояться в 18 часов 15 минут по местному времени. Мы думали, что незадолго до этого сделаем перерыв, зайдем в какую-нибудь кофейню, чуть-чуть посидим, выпьем по чашке кофе, согреемся, и с новыми силами выйдем фотографировать.
Однако все столики в ближайших к Ратушной площади заведениях общепита, как назло, были заняты. Пришлось вернуться домой и наблюдать сожжение Морэ с телеэкрана – в вечернем выпуске новостей.
Сжечь-то ее сожгли, вот только зима, похоже, еще не подозревает об этом...Ж
P.S. Это все было в 2012 году, а в этом году наверняка другое, наверное, обыгрывают новую игрушку народную – евро.