Однако в Северном море, рядом с шотландскими берегами, нашли нефть. Много нефти. А там, где нефть, там и сепаратизм. Россия, Ирак-Иран-Сирия, и т.п. Пока нефти не было, Шотландия была вполне спокойна и довольна вполне солидной порцией федерализма: свой парламент, много своих законов, которым неизменно завидовали англичане: тут бесплатное высшее образование, бесплатный уход за престарелыми, бесплатные лекарства, в общем много такого, о чем остальные могут только мечтать. Традиционно в Шотландии были сильны позиции лейбористов, тесно связанных с тред-унионами. Шотландцами были несколько видных политиков-лейбористов, напримербывший премьер Гордон Браун. Шотландия очень пострадала от реформ "железной леди" Маргарет Тэтчер, и вообще политика тори там очень не по нраву, теперешнего правительства тоже. Все эти сумасшедшие "обрезания" бюджета, сокращения штатов госучреждений, перегруженных бюрократией сверх всякой меры и до того, тупой налог "на спальни", направленный на то, чтобы старики, которым стали велики их опустевшие после ухода взрослых детей дома, переселялись бы в дома поменьше, а эти отдавали молодым семьям с маленькими детьми, так как иного способа сократить очереди на социальное жилье они не нашли. В результате всех этих обрезаний и сокращений консерваторов государственный долг не сократился ни на пенни, по-моему, но безусловно, бедные стали куда беднее, а богатые, соответственно, богаче.
Но главное - нефть. Хотя по статистике на шотландскую душу населения приходится слегка большая часть распределяемых Лондонов налогов, но платят в общий бюджет они куда больше, что не может не возмущать шотландцев, поэтому они и решили отделиться. Пример богатства нефтяной Норвегии не давал спать шотландским политикам.
Как водится, англичане утверждали, что кормят Шотландию, а шотландцы - что это они кормят англичан.
Референдум был задуман давно, потом обсуждали его необходимость, потом обсуждали формулировки вопросов, потом были бесконечные разговоры, статьи и обсуждения.
Поскольку я не живу там, то я знаю далеко не все подробности. Я смотрю новости BBC чаще всего, а те никак не являются нейтральными и непредвзятыми в данном вопросе. Они целиком поддерживают кампанию "нет" (против отделения). Этой кампанией руководит бывший канцлер Алистон Дарлинг, человек с густыми черными бровями, очень хорошо разбирающийся в экономике, но не очень хорошо - в организации кампаний.
Были общенациональные теледебаты между ним и премьер-министром Шотландии, руководящим всем процессом самоопределения Алексом Салмондом. Первый тур выиграл Дарлинг, который огорошил Салмонда вопросом, что они будут делать, если им не дадут возможности пользоваться фунтом стерлингов, Великобритания откажется от монетарного союза. Но второй тур Салмонд выиграл с огромным преимуществом.
За 10 примерно дней до голосования произошел шок: ежедневные проверки общественного мнения показали, что сторонники отделения, которые год назад не получали более 37% голосов, получили 51%. Неопределившихся - все еще около 20%, и их голоса могут определить конечный результат.
Тут проснулись неповоротливые центральные политики. Сначала в Шотландию прикатил Гордон Браун, привез туда пакет разных предложений по увеличению независимости Шотландии в составе Великобритании, дальнейшей децентрализации. Салмонд этот пакет высмеял, сказал, поздно уже.
Тогда в ход вступили орудия главного калибра: главы всех основных парламентских партий, позиции и оппозиции прибыли в Шотландию, забросив все дела. Они по одиночке встретились с максимальным количеством разных организаций, жителей, говорили-говорили-говорили.
Все разговоры вращаются вокруг денег в конечном итоге. Будут ли люди жить лучше и богаче. Независимая Шотландия хочет быть внеблоковой, мирной, избавиться от военных баз (тоже геморрой для страны, не очень радостно иметь огромный кусок территории не прикрытой, не будешь же строить китайскую стену с Шотландией?). Они желают быть в ЕС, независимо от того, как проголосует Великобритания на объявленном Кэмероном референдуме о выходе из оного.
Они не без оснований считают, что их страна может стать одной из самых богатых и успешных в Европе. Но европейские лидеры сказали, что процедуру вступления в ЕС для Шотландии никто менять не станет, ей придется ждать, проходить проверки и соответствовать критериям, что сложно, так как государственный долг Великобритании, безусловно, будет поделен, и на долю Шотландии придется очень солидный кусок, с которым в ЕС не принимают.
Как известно, в истории были попытки отделения наподобие этой. Самый близкий - это референдум в Квебеке в 1995 году, проигранный сепаратистами буквально "на волосок". И тогда все определили финансы. Как только повеяло возможностью отделения, крупные банки стали закрывать свои офисы и штаб-квартиры, капиталы резво потекли из Квебека в другие регионы, подскочили розничные цены. И все, этого хватило.
То же идет уже в Шотландии. Крупнейшие банки заявили о закрытии своих штаб-квартир, главные ритейлеры типа Асды и Теско сказали, что цены у них поднимутся, чтобы скомпенсировать неизбежные потери по кредитованию, и так далее.
Независимый центр каких-то там исследований (не хочу рыться в поисках правильного названия), выступил с заявлением, что нефтяных ресурсов Шотландии хватит лишь на 30 лет. И что потом? Ведь отделение - не на 5 лет, оно навсегда.
Все эти усилия привели к тому, что маятник качнулся в пользу отказа от независимости. Но степень неопределенности еще очень велика, особенно за счет неопределившихся.
Вчера целый вечер BBC1 транслировало встречу представителей обеих партий - "да" и "нет" с 16-летними, которым предстоит выбирать впервые в жизни. Огромный зал, переполненный умненькими подростками, дал жару политикам, задавая чрезвычайно точные и правильные вопросы, и сопровождая выступления по-школьному оглушительными криками и апплодисментами, поддерживая свою сторону каждый.
Сюжетами из Шотландии сейчас наполнены экраны всех телекомпаний страны. Разговоры на улицах, в пабах, с богатыми, безработными, политиками, врачами, банкирами.
Сегодня мне кажется, что Шотландия не созрела для независимости. Она живет слишком благополучно, богато и уверенно, чтобы менять небеспроблемное, но не очень плохое сегодня на абсолютно непредсказуемое завтра.
Если все же это произойдет, последствия для всей Великобритании могут быть абсолютно непредсказуемыми тоже. Другие земли (С.Ирландия, Уэльс) уже сейчас поднимают голос, требуя тех же свобод и послаблений, что и Шотландия. Даже правительства графств требуют большей децентрализации, больше прав и свобод в принятии решений на всех уровнях самоуправления. В головах брезжит идея типа штатов в США, где у каждого свои законы.
Итак, я дала описание в стиле домохозяйки. Не сомневаюсь, что будут другие, куда более научные и продвинутые. Буду благодарна за поправки и соображения.