?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Многие мои мысли подтверждает эта статья из http://ttolk.ru/?p=20362

На рубеже XIX-XX веков, когда передовые силы России потребовали женской эмансипации и равенства полов, русские философы Фёдоров, Соловьев, Бердяев и др. этого движения не поддержали. Напротив, они обрушились с атакой на женщину и «злую женственность», в которых видели главное препятствие для осуществления своей мечты о совершенном человечестве.

Особым нападкам в «передовой» русской философии была подвергнута воспроизводительная функция женщины, воспринимаемая как сила, противоположная творческо-созидательной деятельности мужчины-человека, а потому якобы враждебная усилиям человечества преодолеть смерть. Главным препятствием на пути к утопическому счастью большинство русских философов посчитали женщин. Идеальным миром для них выглядел мир, наполненный только мужчинами.

Татьяна Емельяновна Осипович – профессор русского языка и литературы в университете Луиса и Кларка, США – в своей брошюре «Победа над рождением и смертью, или Женофобия русской утопической мысли на рубеже XIX-XX веков» (1998 год) – напоминала, каким русские философы видели путь к миру без женщин.

Объявив воспроизводительные силы женщины-природы корнем всех зол, русская утопическая мысль не могла не атаковать материнство как таковое. Наиболее неистовым в своих атаках на мать был Фёдоров. В «Философии общего дела» он разделил всех женщин на два типа. К первому, самому многочисленному, он причислил женщин-матерей.

Фёдоров писал, что в этом типе «преобладает, можно сказать, исключительно властвует чадолюбие, способное воздоить и воскормить не людей, а деспотов; тип этот очевидно низший, чувственный, нетерпимый, которого весь мир ограничивается детской».

Ко второму, весьма малочисленному, но значительно более уважаемому типу философ отнёс Антигон и Карделий, т.е. женщин, добродетелью которых является «отцелюбие». Само слово «отцелюбие», употреблённое по отношению к женщине, вызвало в Фёдорове откровенно женофобский комментарий. Он писал: «Недостаток слова для выражения этой добродетели (если только нет такого слова) доказывает, кажется, что класс этот (т.е. женщин, любящих отцов. – БТ) немногочислен».

(Философ Николай Фёдоров)

Не удивительно, что в своём проекте о воскрешении мёртвых Федоров, как правило, говорил о воскрешении «отцов сыновьями», вспоминая о жёнах и матерях крайне редко. Фёдоров всё же предполагал воскрешать ненавистных ему чадолюбивых матерей (как, впрочем, и другие категории людей типа убийц, насильников и каннибалов), однако был уверен, что в обществе сохранятся половые различия, но не будет ни половых отношений, ни деторождения: «Половое чувство и рождение – это остаток животного состояния, которое уничтожится. Фёдоров мечтал о том, что вместо существующих отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой будет создан трудовой союз сыновей и дочерей, воскрешающих своих умерших отцов.

В мир утопических грез Фёдорова могла войти только «кастрированная» женщина, освобожденная от каких-либо сексуальных желаний и неспособная рожать. Философ настаивал на половом различии в своём идеальном человечестве только по той причине, что оно было связано с разделением труда между полами, которое философ намеревался сохранить. Философ считал, что женский труд, не требующий особого ума или воли, будет необходим в процессе собирания праха умерших, а также на последних этапах воскрешения, когда телам и лицам нужно будет придать отобранную смертью молодость и привлекательность. Резко осуждаемое Фёдоровым пристрастие современных женщин к косметике неожиданно находило прагматическое применение в его проекте будущего воскрешения мертвых.

В отличие от Фёдорова Соловьёв и Бердяев не только не настаивали на сохранении половой раздельности в своих построениях идеального будущего, но, напротив, потребовали создания нового андрогинного существа. В «Смысле любви» Соловьёв писал:

«Пребывать в половой раздельности – значит пребывать на пути смерти. Истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих». Требование высшего единства мужского и женского вовсе не означало того, что Соловьёв признавал ценность реальной женщины или хотел, чтобы мужчина усвоил некоторые женские добродетели, а женщина – мужские.

Под высшим единством философ понимал мистический союз нового целомудренного человека (мужчины) с божественной вечной женственностью. Оба понятия, как всеединства, так и вечной женственности, к реальному отношению полов не имели никакого отношения. Об этом Соловьёв писал в предисловии к сборнику своих стихов: «1.Перенесение плотских, животно-человеческих отношений в область сверхчеловеческую есть величайшая мерзость. 2.Поклонение женской природе самой по себе, т.е. началу двусмыслия и безразличия, восприимчивому ко лжи и злу не менее, чем к истине и добру, есть величайшее безумие. 3.Ничего общего с этой глупостью и той мерзостью не имеет истинное почитание вечной женственности».

(Философ Владимир Соловьёв)

В дополнение к этой весьма недвусмысленной характеристике женской природы в своей теории небесной всеобъединяющей любви Соловьёв полностью исключил женщину как возможный субъект эротических отношений.

На эту странную особенность соловьёвской теории любви впервые обратил внимание Бердяев. Он писал: «Против Соловьёва можно было бы только возразить, что это слишком мужская философия и религия. Для женщины эротическое отношение к Божеству должно окрашиваться в цвет культа Вечной Мужественности. Не обращается ли Божество разными своими сторонами к разным человеческим полам?»

В отличие от Соловьёва Бердяев в «Смысле творчества» пытался внести большую ясность в концепцию будущего андрогинного человечества. Соловьёвский культ вечной женственности его не устраивал. По мнению философа, идея вечной женственности хотя и открывала «путь к освобождению от злой, порабощающей женственности», но ещё не раскрывала тайны нового человека.

Бердяев верил, что будущий человек должен преодолеть унизительную для него власть рождающей женщины-природы и утвердить новый «культ Девы, рождающей лишь от Духа». Он писал: «Человек, привязанный к Еве рождающей, стал рабом природы, рабом женственности. Избавление возможно лишь через нового Адама, который входит в мир через новую женственность. Через женщину-Еву началась греховная власть женственной природы над падшим человеком. Через деву Марию началось освобождение человека от этой природной власти».

Бердяев подвергал атаке не только женственность как метафизическую категорию, но и вполне реальную женщину. Он считал, что женщина – это «носительница половой стихии», что «в ней нет ничего не сексуального», в ней «нет личности», «женщины лживее мужчин», в них «есть необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле», «в стихии женской любви есть что-то жутко страшное для мужчины, что-то грозное и поглощающее, как океан».

В противовес Соловьёву Бердяев прямо заявлял, что смысл любви «заложен в культе мужской любви», что «женщина редко являет собой тот образ красоты, перед которым можно преклониться, который можно боготворить», а «потому высший, мистический смысл любви не в поклонении женщине», а в соединении целомудренных ипостасей мужского и женского в андрогинной «деве-юноше».

(Николай Фёдоров, Владимир Соловьёв и Лев Толстой)

Отрицание рождающего женского пола и утверждение культа девственного андрогина означали гибель женщины, материнства и природного мира. «Для грядущей мировой эпохи и для новой мировой жизни, – пророчил Бердяев, – женственность утверждается в аспекте девственности, а не материнства. Весь мировой кризис заостряется в роковой гибели материнства, а тем самым и материи. Наступает футуристически-технический конец религии рода, религии материнства и материи, и нет сил охранить и предотвратить от гибели родовую, материнскую, материальную органическую жизнь».

Разумеется, ни Фёдоров, ни Соловьёв, ни Бердяев в охране материнства и предотвращении от гибели родовой жизни заинтересованы не были. Напротив, победа над природой и женщиной были главным условием осуществления их мечты.

Враждебность русской утопической мысли к женщине и женственности сочеталась с резкими нападками философов на женское освободительное движение, которое к концу XIX века с уверенностью заявило о своем существовании. Фёдоров назвал это движение «анормальным и тератологическим явлением», в основе которого «лежит глубокое презрение к женщине». По мнению философа, стремление женщины к эмансипации связано с искусственностью городской жизни, в которой женщина ищет равноправия в юридическо-экономических сферах.

Однако приобретение подобных прав, согласно Фёдорову, не составляет идеала даже для мужчин, а в случае с женщинами оно просто опасно. «Если бы и женщина сделалась участницею жизни юридико-экономической, – писал философ, – тогда можно было бы сказать, что конец близок».

Согласно Фёдорову, женщины имеют слишком много власти и без эмансипации. Они подчинили себе современную западную цивилизацию, лёгкая промышленность которой работает на них, создавая дорогие одежду, косметику и украшения. А западная культура развлекает и ублажает их.

Фёдоров считал, что «блудные дочери» подчинили себе «блудных сынов», заставили их забыть о своих «умерших отцах». В отличие от явного антифеминиста Федорова, Соловьёв и Бердяев пытались несколько облагородить свое неприятие женского освободительного движения.

(Андре Жид (слева), философ Поль Дежарден (в центре) и философ Николай Бердяев (справа)

В небольшой статье, озаглавленной «Женский вопрос», Соловьёв характеризовал стремление женщин к эмансипации как «жалкое и комическое». Как Мария Магдалина, разъяснял философ, прежде чем найти Христа, прошла через семь бесов, так и теперь женщины попали под власть семи бесов – семи ложных идей своего времени. Эти идеи, по мнению Соловьёва, нашли свое выражение в модной идее «свободной любви», в политизации требований равноправия, в «обожествлении» естествознания, во внешнем «опрощении», а также в практике безбрачия, «экономического материализма» и «эстетического декаденства».

Соловьёв предложил свою альтернативу этим соблазнам феминизма – «осмысленное и оживотворённое» христианство.

В своей критике феминизма Бердяев был воинственнее Соловьёва. В «Смысле творчества» он заявлял, что идея женской эмансипации покоится на женской зависти. «Женщина, – писал философ, – механическим подражанием, из зависти и вражды, присваивает себе мужские качества и делается духовным и физическим гермафродитом, т.е. карикатурой, лжебытиём». И хотя женская эмансипация лучше «лицемерного принуждения в старой семье, но в ней нет нового человека и новой жизни», нет андрогина.

Ещё раньше, в «Метафизике пола и любви», Бердяев обвинил феминизм в «обезьянничестве», в унижении женского достоинства, в принижении высшего назначения женщины. В «Смысле творчества», где отношение к вечной женственности уже изменилось к худшему, философ обвинил феминизм в «гермафродитическом уродстве», в непонимании «красоты андрогинической».

Концепция о второстепенности женского начала по отношению к мужскому была присуща всей западной философско-культурной традиции, но русские философы-утописты оказались значительно более радикальными в своей критике женских природных сил, рождения в первую очередь. Известную в философско-мифологической традиции идею о связи рождения со смертью они возвели в некий абсолют, поверив, что победа над смертью и рождением – по сути одно и то же.

«Пока человек размножается как животное, он и умирает как животное», – категорично утверждал Соловьёв. Ему вторил Бердяев, заявляя, что «победа над рождающим сексуальным актом будет победой над смертью».

За ненавистью русских философов к рождению была скрыта ненависть к рождающей женщине, к матери. И хотя о личном опыте русских философов известно немного, но то, что известно о Фёдорове и Бердяеве, указывает на сложность их отношений с матерью. Фёдоров был незаконнорожденным сыном дворянина и крепостной. В раннем детстве он пережил сильнейшую психологическую травму, когда его мать с детьми была изгнана из семейства богатого покровителя – отца Фёдорова. Не отсюда ли испытываемый философом «стыд рождения» и поиск настоящего отцовства через акт воскрешения предков?

Бердяев в автобиографическом «Самопознании» признавался, что всегда имел «очень слабое чувство сыновства». Он писал: «Мне ничего не говорило «материнское лоно», ни моей собственной матери, ни матери-земли. Я никогда не ощущал, что родился от родителей. Нелюбовь ко всему родовому – характерная моя особенность».

Возможно, личная детская травма отношений с матерью сыграла свою роль во взрослых фантазиях философов о совершенном человечестве, в котором для женщины-матери не могло быть места. В любом случае, психологически обоснованная или необоснованная атака русских философов-утопистов на женщину и материнство сыграла реакционную роль в истории русской культуры XX века и во многом определила трудную судьбу женского освободительного движения в современной России.

+++

promo notabler february 2, 2012 09:13 37
Buy for 30 tokens
По кончикам верб Голоса за дверью - мама, папа, сестры. Детство. Я проснулся. Слюнка натекла... Вспомню - будто возвращусь на укромный остров. Там тепло. До смерти хватит мне тепла. Яблоки с айвою, с ноткою тумана- запах. Так, наверное, должен пахнуть рай... Принеси мне яблочко, мама...…

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
ptiz_siniz
Apr. 30th, 2014 07:34 am (UTC)
Мне кажется, написанное о роли женщины людьми с такими проблемным отношением к своим матерям вообще не стоит рассматривать - даже если это известные имена. Здесь настолько ясно видны причинно-следственные связи между их личными заморочками и постулатами, что просто несерьёзно на них было бы опираться. Фёдоров вообще был странным товарищем со своей теорией всеобщего воскрешения... Однако мне кажется, что роль их атаки сильно преувеличена:) В советское время женщин отлично впрягли во всех виды работ, никто не заморачивался ни с какой женственностью - все были рабочим лошадьми с точки зрения государства...
notabler
Apr. 30th, 2014 08:15 am (UTC)
Да, это точно. И куда бы они делись без женщин, когда столько мужчин повыбило войной.
ptiz_siniz
Apr. 30th, 2014 08:21 am (UTC)
Для меня мужчины и женщины, обобщенно-негативно высказывающиеся о противоположном поле, выглядят ущербными: это означает, что для них нарушена гармония мира, равновесие утрачено... Вряд ли такие люди могут быть счастливыми в личной жизни - этот перекос в сторону своего пола и обвинений противоположного не даёт осуществиться полнокровным отношениям...
notabler
Apr. 30th, 2014 08:32 am (UTC)
Согласна с вами. Хотя на межгендерные отношения не могут не оказывать влияния культурные и религиозные традиции в каждой стране. То есть шанс иметь полнокровные отношения с россиянином, по моему мнению намного меньше, чем с англичанином, к примеру, или немцем. И свою капельку в это дело данные философы внесли, по-видимому. Хотя может я и ошибаюсь, потому что не была в России давно. У очень многих русских френдесс прекрасные и замечательные мужья. Может, все и изменилось
vasieo
Apr. 30th, 2014 06:28 pm (UTC)
Философы бы внесли
Если б были широко изучаемы и почитаемы...
А так..
С русскими иными дамами иметь норм отношеия тоже проблематично
И среди иноземцев... Странных хватает...
Не надо бы обобщать, уже же сказано выше.
wiwiwana
Apr. 30th, 2014 03:08 pm (UTC)
Пожалуй, соглашусь с вами
(Deleted comment)
notabler
Apr. 30th, 2014 08:07 am (UTC)
Не только в современном, мне кажется, это все было изначально, от РПЦ, потом через совок пронесено, а сейчас получило новый расцвет, рупор-усилитель всего этого - Жириновский. От этого столь отчаянная ненависть к Пусси Райот, к примеру. Они покусились на святое и наступили на тьму больных мозолей одновременно
polesh_chuk
Apr. 30th, 2014 07:52 am (UTC)
То, что статья проиллюстрирована картинами нацистского художника Ф.Кейля "Легкоатлетки" и "Бег" весьма красноречиво говорит о её авторе))
notabler
Apr. 30th, 2014 08:04 am (UTC)
Никогда не знала этого художника. Спасибо что подсказали. Надо будет посмотреть. Однако, может он в душе не был нацистом, картинки достаточно депрессивные и сумасшедшие, у него не было ли психических каких-то отклонений? Надо будет почитать о нем.
polesh_chuk
Apr. 30th, 2014 09:04 am (UTC)
Нацистская идеология сама по себе отклонение)) А вот философия - абсолютно не практическое руководство по социальной политике. Меня всегда настораживают авторы, которые пишут "Фёдоров, Соловьёв, Бердяев и др." Это абсолютно разные и оригинальные философы, с разных точек зрения отстаивавшие свободу личности, абсолютные противники полового шовинизма, фашизма, нацизма и прочего расизма. Особенно Бердяев.
(Deleted comment)
polesh_chuk
Apr. 30th, 2014 08:40 am (UTC)
Отвечу фразой Бердяева - "У женщин есть необыкновенная способность порождать иллюзии"))
notabler
Apr. 30th, 2014 09:00 am (UTC)
Чего они только не порождают, эти женщины!!! Скандалы, шляпки, обеды из ничего и вас, мужчин :)))
polesh_chuk
Apr. 30th, 2014 09:05 am (UTC)
Даже великие философы ничего не могут без них))
wiwiwana
Apr. 30th, 2014 03:11 pm (UTC)
Ах, как красиво!)))
blogo_go
Apr. 30th, 2014 08:38 am (UTC)
А ведь что-то в этом есть. Часто хочется убрать в людях "человеческое, слишком человеческое". Часто и власть матери над всей жизнью и судьбой человека чудовищна и чрезмерна.
notabler
Apr. 30th, 2014 09:07 am (UTC)
Это правда. Встречала в жизни карикатурные иллюстрации сего тезиса. Деву 26 лет, ни разу в жизни не бывавшую на свидании и ходившую в кино только с мамой, к примеру. Вполне симпатичную при этом
titir2007
Apr. 30th, 2014 02:40 pm (UTC)
Ничего удивительного.....
Нормальный такой финальчик пира во время чумы. Россия на финале пира Трималхиона (когда на столе одни объедки , а за столом сидит раздражённая алчность . Которой дали вкусить - понюхать "лакшери" , но не дали им до сыта насладится и пресытится).
И эта ярость раздражённой алчности обрушивается на женщину , как на свеже-выявленного источника всех бед, новоявленного беса искусителя.
Потому что все понимают, нет никакой радости от свободы путешествий , роскошных яхт, аппартаментов , эксклюзивных авто и чудо гаджетов если рядом не находится очаровательная блондинка....(пусть даже такая тупая как жёны русских футболистов)
Отсюда вывод: что тайная и неуловимая власть женщин над мужчинами и есть зловрекдный источник всех бед человечества: будь то уличная преступность, межгражданское насилие, политическая коррупция , экономические афёры , и национальный коллаборационизм.
Ибо всё , что есть в нашем обществе негативного и отвратительного ....всё это исходит от нашего (мужского) эгоистического стремления блеснуть перед женщиной яркой вспышкой эффектного порока.
Ибо такова естественная природа женщин, что редкая из них не видит никакого иного достоинства в мужчине , кроме его способности к яркому и эффектному пороку.
wiwiwana
Apr. 30th, 2014 03:06 pm (UTC)
Оххх, никогда бы не подумала, а о Федорове думала - вот ведь какой романтик и любящий сын....
rider3099
Apr. 30th, 2014 04:08 pm (UTC)
Если честно, Федоров всегда был для некой загадочной, странной и закомплексованной личностью. Вместе с его теорией воскрешения.
esperitlliure
Apr. 30th, 2014 07:05 pm (UTC)
Никогда не слышала об этих философах, это означает, что не такие они важные и особого вклада не внесли, так... имена в списке. И идеи, если судить по написанному - бредовые. У Платона в диалогах есть о женщинах, он за равноправие полов. Сейчас как раз "" читаю, и это всё мысли, которым 1,500 лет. Его кстати за это некоторые софисты высмеивали. Насчет полноправных отношений между русскими и немцами или англичанами. про англичан не скажу, а вот у западных немцев до сих пор предтавление месте женщины в обществе " кухня, церковь, дети". В восточной Германии женщины наравне с мужчинами пахали, как лошади. В западной женщины с детьми дома сидели. А современное достижение в законодательстве, что на предприятиях квоты ввели, на то сколько % женщин в коллективе должно быть - это на мой взгляд прямая дискриминация, на должность нужнио брать человека по его компетентности, а не по половой принадлежности. Мне ещё по всей этой тематике из философов Батлер нравится, на роль мужчины или женщины нас воспитывают, со всему вытекающими последствиями.
( 20 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com