notabler (notabler) wrote,
notabler
notabler

Categories:

Англия. Как я училась водить машину (продолжение)

Итак, я направилась с южной оконечности Великобритании (Вестбури в Уилшире) на северную ее половину (Сандерленд),  510 км по карте. Я старательно изучила маршрут по интернету, приобрела несколько атласов дорог, распечатала подробно весь маршрут, и была уверена, что рано или поздно я до пункта назначения доберусь.

Ошибаются те, кто думает, что я закончила свое путешествие вот так примерно:

 girls_10

Нет, все было куда менее драматично. Я ехала в основном по магистральным дорогам, сначала прибаивалась, но быстро расхрабрилась и давила порой 90 миль в час (144 км/ч), не подозревая, что предельно допустимая скорость в Великобритании – 70 миль/час (112 км/час).

На дорогах с одной полосой - 60 миль/час (96 км/час). В городах самая распространенная скорость – 30, бывает 20 или на въезде или на главной магистрали – 40. Везде полно камер, штрафование автоматизировано. Щелчок, через недельку жди по почте штраф и (иногда) штрафные очки в правах.  Любой штраф рекомендуется платить немедленно, иначе через 2 недели он вырастет вдвое, а если пойдете в суд, чтобы оспорить, то … всякое, там, говорят, бывает, но я не встречала никого пытавшегося оспорить какой-то штраф.

Итак я ехала, ехала, километров 200 проехала, даже расслабилась слегка, перестала на каждой станции обслуживания бегать в туалеты чтобы потрафить своим специфическим водительским рефлексам, но еще не осмеливалась закурить, например, или включить радио.

Труднее всего пришлось на кольцевых развязках раундабаутах (roundabout) – дьявольская британская выдумка, заменяющая им перекрестки в 90% случаев. Очень неприятно, когда посреди этого кольца, если оно многополосное, приходится менять полосу. Ничего я не знала и о сигналах, которые там положено подавать. Бывает, на этом кольце не 3-4, а 8-9 выходов. Так что подать сигнал поворота, когда ты намереваешься нырнуть в какой-то выход, жизненно необходимо. Я этого не делала, каюсь. За что получала кучу возмущенных гудков в спину и бока. Слов, безусловно, тоже, но я их не слышала, слава богу.  А повертеться на этих чертовых колесах мне пришлось порядком, поскольку, если заблудилась, то повернуть назад можно только на них.  А блудила я, конечно, немало. Только в районе Кембриджа я трижды прокрутилась на одном месте, но как-то выехала на верную дорогу. И так я давила на газ часов 6, приближаясь к славному городу Шеффилду. Надо сказать, мой е-байский автомобиль вел себя  хорошо, на 90 милях тянул исправно, не чихал. Так что когда внезапно он перестал меня слушаться, я сильно удивилась и напугалась, само собой.  Хорошо, мне удалось без приключений вырулить на теряющей скорость машине из крайнего быстрого ряда на обочину.

Там, кстати, с обочинами (hard shoulder – до сих пор не понимаю, почему они называют их твердыми плечами?) тоже сложно. На большинстве из них остановка запрещена. Одна девушка заблудилась, остановилась, желая заглянуть в карту. Немедленно подскочила полицейская машина и объяснив ей, что остановка тут разрешена только в неотложных случаях (emergency), к которым разглядывание карты они отнести не могут. Оштрафовали бедную, но она подняла бучу в прессе, так что не знаю, чем кончилось, может, ослабили гайки слегка. Но у меня-то была самая что ни есть настоящая эмердженси, так что я вылезла из машины и стала думать, что же делать.  Страховка у меня была самая дешевая, только третья сторона и воровство. Смешно ведь платить за страховку тысячу, когда за машину заплачено 200, согласитесь. Я заплатила за нее где-то 600 (в год), что сочла хорошей суммой, так как при мне одна из негритянок-сиделок искала в моем компе страховку для своего новоприобретенного авто. Она не смогла найти ничего дешевле 1400. Тут надо заметить, что страховка для людей в возрасте до 25 лет автоматически удвоена в размере. Сильно зависит она от наличия нарушений (обращений за выплатами), водительского стажа. А он у меня был приличный – целых 13 лет, да и нарушений не было никаких, потому как ничего не водила :))). 

Итак, стою я на хард шулдер, смотрю, в 100 примерно метрах – телефон висит.  Звоню, потому как в памяти мобильника никаких таких телефонов нет,  само собой. На том конце говорят по-английски очень быстро, тихо и неразборчиво. Прошу говорить помедленнее, извиняюсь за плохой английский. Доходит, спрашивает у меня, какая страховая компания должна меня выручать. Еле объяснила, что никакая. Тогда она сказала, что вызовет любую другую.  Согласилась с благодарностью.  Через часок подъехала ремонтная машина. Посмотрели мужички мою страдалицу, и поставили диагноз – полетело сцепление. Признаю, что мои методы его переключения были в корне порочны, на что мне неоднократно указывали знающие люди. С другой стороны, машина стоимостью 200 фунтов имела полное право сломаться с любой момент, чем она и воспользовалась.  Ремонтники предложили мне (а я не смогла отказаться, само собой) дотащить меня до гаража, где ее отремонтируют и отправлюсь дальше. Поехали в город Шеффилд, час пути. В гараже никого не было, но смету составили, по которой мне надлежало уплатить 300 фунтов.  Я с готовностью вытащила свою карточку, но мне сказали, что принимают только наличные (первый и единственный раз это со мной произошло там). В один день с карточки больше 200 фунтов не обналичить, так что мне предстояло там ночевать. Куда ехать, куда деваться? Где искать каш-машины, чтобы изъять 200 фунтов – сегодняшнюю порцию налички?  В гараже мои проблемы  никого не волновали. Обещали отремонтировать назавтра примерно в 12 дня, и повернулись ко мне задним фасадом.

Чтобы найти гостиницу, мне пришлось сначала найти такси, а для того, чтобы найти такси, найти стоянку для них. А их практически не бывает в Англии, такси вызывают почти исключительно по телефону. Но как-то повезло поймать одного. Он завез меня в один отель, там не было мест, я просила подешевле и поближе к гаражу. Но не вышло. Нашла комнату в нескольких километрах, в темноте, не зная города, заплатила 60 фунтов за ночь (сердце занялось, когда я по еще сохраненной привычке перевела все эти цены в литовские деньги).  Пришлось и на ужин потратиться, куда же деваться. Потом погуляла по городу в поисках дырки в стенке, выплевывающей деньги (забыла, как это по-русски, а может, и не знала никогда, не была я в России в эти времена).  Нашла, само собой, утром тоже нашла, повторила процедуру, наняла такси, на ломаном английском ухитрилась ему рассказать, какой гараж я имею в виду, или он был особо понятливым, но привез меня правильно.

Заплатила 300 фунтов за работу и транспортировку до гаража и выехала на трассу. Отдельная история была, как я попала назад на нужную магистраль, но в конце концов попала. И по месту назначения попала. В тот же день, вернее, ночь, в полночь. Итого, моя 500-километровое путешествие заняло у меня два полных дня. Часов так 18  чистого вождения.

Встретил меня товарищ, который заслуживает отдельного рассказа. Не весь этот рассказ годится для этого блога, я для такого случая заведу другой, поанонимнее. Но он являлся одним из типичных представителей британского населения, я потом немало подобных встретила. Класс-профессиональный безработный. Живет на пособия множество лет. Жилье – социальное, каунсил  по-местному. Две дочки, безработные. У старшей, живущей с партнером, двое детей. Ни дня не работала в жизни. Второй – 18 лет, живет с папой, не работала ни дня в жизни и нет особого желания. Видела ее за 3 недели, проведенные в этом доме, раз 5 в сумме. Утром она спала до обеда, потом отправлялась к сестре, вечером – в паб, где знакомилась с часто меняющимися бойфрендами, которые почему-то не задерживались в ее постели. Папа смотрел на смену бойфрендов в постели дочери сугубо индиферрентно. У дочки – свое пособие, с которого она папе отчисляет какую-то мелкую толику. У папы одежда в дырьях, дом не убран лет 10, пыль лежит густым пластом по всей поверхности дома. Никого не волнует. Мои попытки прибраться были восприняты как иностранное чудачество, снисходительно. Дни мой приятель проводил за телевизором, скручивая параллельно горы самокруток. Порой он выводил меня “в люди”, один раз в неделю – священный поход в “джентльменский клуб”, где я играла в бинго на первом этаже, а он  играл в покер по пенни – на втором. Это мероприятие, обходилось для нас двоих фунтов 15 в неделю, самый крупный расход. Потому как целью всех других походов был поиск дешевых продуктов. Всегда удачный, поскольку ему всегда хватало его пособия в 40 фунтов в неделю. Для сравнения – мне за неделю работы у бабки “лив-ин” платили 385 фунтов. Так что я для него была очень выгодным “приобретением”, потому как резко улучшилось его финансовое положение, я не могла же позволить быть ему финансовой обузой и с охотой платила за многое из наших покупок. Он не возражал. Однако мои попытки найти работу были обречены на провал, что я поняла очень скоро. Он не хотел, чтобы я жила у него официально, так как он мог потерять какие-то из своих пособий и льгот. Так что я не имела возможности зарегистрироваться на бирже, дать телефон, продекларировать место жительства, что жизненно необходимо при поиске работы. Я чувствовала себя попавшей в мышеловку. Пыльную, скучную, тупую.

Там произошел роковой случай, резко углубивший мои автофобии. Как-то повезла я моего друга отмечаться на биржу труда. Это должно выполняться каждым пособиеполучателем каждые две недели, причем он сочинял для биржи список выполняемых им в поисках работы действий, как то: поиск работы в интернете, отправка заявление и резюме, чтение газет и пр. Чисто формально. Никто не спрашивал серьезно. Поехали мы, одним словом. Он сам машину не водил, но теорию знал, поучал и поправлял меня немало. Встали на парковку довольно близко к одной из машин. Когда он вернулся, я начала выруливать задним ходом и задела соседнюю машину. В ней сидела пожилая дама. Она стала кричать. От ее крика, от крика моего приятеля мои мозги отключились полностью. Помню только, как красная машина медленно поднимается в воздух и седенькие кудряшки дамы над вылупленными от ужаса глазами бешено трясутся. Тогда я встала, машина все висела в воздухе. Друг мой вылез, подошел с моей стороны  и начал диктовать, в какую сторону и насколько крутить руль. Как-то расцепились. Тут прилетел разъяренный супруг и автовладелец. Вызвал полицию. Полиция приехала, посмотрела мои права, велела срочно обменять на британские. Спросила страховку у обеих сторон, написали какой-то протокол, и удалились. Я лепетала сорри как сдуревший попугай. Мой приятель объяснялся. Ну что же, страховка в порядке, поехали домой. Страховая компания заплатила 400 фунтов за ремонт той машины. Моя пострадала мало, я бодала ее бампером.

После этого я поставила машину на вечный прикол и начала ездить исключительно на автобусах. Все это продолжалось до моего отъезда в Литву. Умер мой отец.  В Литве я нашла агентство, которое занималось трудоустройством, за денежки они устроили меня в богадельню для стариков, где я и отработала следующий год.  Как я добиралась от Сандерленда до Брайтлингси, вы примерно уже представляете. Примерно так же, с той разницей, что сцепление и прочие жизненно важные детали уцелели и прослужили еще год,  что сильно помогло мне справиться с комплексами, привыкнуть к извилистым узким локальным дорогам Англии, к городам, где припарковано столько машин, что езда по улицам каждый раз превращается в приключение и упражнение в вежливости и скорости реакции.  Через год сцепление полетело сразу и машина была сдана в металлолом. Гараж продал мне следующую – “Шкоду фаворит”,  которую через год я вдолбила в фонарный столб безо всяких объективных причин, исключительно на фоне стресса и переутомления. Следующая машина – самая любимая и удобная (долбанутая мною только раза три, причем однажды в меня на перекрестке врубился какой-то лихач и удрал), жива по сей день, ремонтируется (сцепление тоже пришлось поменять разок, двери тоже, каковой ремонт обошелся в 800 фунтов, при первоначальной цене покупки в 460:))).

Рой, мой партнер, мой любимый учитель вождения, у которого водительский стаж зашкаливает за 60 лет (с 16), говорит, что я вожу машину отлично. Я так не считаю. Я встречала тут прорву отличных водителей-женщин, которые рулят, как дышат, едят, пьют, отправляют СМС-ки за рулем (если поймают, мало не покажется). Все они начинали водить в юном возрасте, может, тут весь секрет. Я знаю точно, никогда мне с ними не сравняться.

Subscribe
promo notabler february 2, 2012 09:13 39
Buy for 30 tokens
По кончикам верб Голоса за дверью - мама, папа, сестры. Детство. Я проснулся. Слюнка натекла... Вспомню - будто возвращусь на укромный остров. Там тепло. До смерти хватит мне тепла. Яблоки с айвою, с ноткою тумана- запах. Так, наверное, должен пахнуть рай... Принеси мне яблочко, мама...…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments