Сначала я нашла эту вот статью в украинском издании Deutsche Welle. Перевела гуглом, чтобы быстрее было, поправив чуток потом, не обижайтесь, если пропустила. А потом я погуглила ее статьи на эту тему в британской печати. И нашла – сегодняшнюю статью http://www.independent.co.uk/voices/comment/crimea-crisis-were-constantly-spitting-venom-at-russia-but-lack-a-bite-to-scare-the-kremlin-9203333.html?origin=internalSearch Переводить ее не буду, потому как длинновата. Но она порезче, чем для немцев.
Поскольку обе темы – британская и украинская, а тем более их переплетение – находятся в данный момент в центре моих интересов, решила запостить.
Британская журналистка, Мэри Дежевски, дала интерьвью
- Госпожа Дежевски , трудно избавиться от впечатления , что Великобритания в последние месяцы максимально дистанцировалась от украинских событий и только упоминание о Будапештском меморандуме заставило Лондон проявить активность. Как Вы считаете ?
Мэри Дежевски: - Британцы заняли " задние места " еще с лета , когда шли переговоры между Брюсселем и Киевом . Мне кажется , что переговоры тогда Брюссель делегировал полякам и литовцам . Думаю , что британцы , французы и, в определенной степени , немцы считали , что об этом не надо особенно волноваться. И вдруг глава британского МИД Уильям Хейг " узнал " об особой роли Великобритании в Будапештском меморандуме , где Лондон выступил гарантом украинского суверенитета. И ничего не произошло. Это очень важная точка , которую можно рассматривать , если хотите , как ослабление британской силы . Великобритания выступила гарантом , а на самом деле никак себя не проявила во время текущего кризиса , пока Уильям Хейг сейчас "не вышел из леса" .
- Как , по Вашим наблюдениям , события вокруг Украины воспринимают в британском обществе?
- Я была очень удивлена не нехваткой интереса , а скорее недостатком участия Великобритании в решении украинского кризиса. Люди интересуются, внимание медиа очень высоко. Но интересно , что во время войны в Сирии британцы очень много дискутировали о том , что мы , мол , несем моральную ответственность и должны вмешаться , если ничего не поможет. Конечно , были и те , кто выступал против , но шли очень оживленные дебаты . Летом парламент даже собрался на специальное заседание относительно возможного военного вмешательства в Сирии. Правительство проиграло это голосование , а премьер Камерон быстро отказался от планов вмешательства. Мне же кажется , что кризис в Украине почему-то сразу была поставлен за пределы возможного внешнего вмешательства , где британское вмешательство уже не является необходимым. Поэтому британское общество следит за Украиной как заинтересованный наблюдатель , а не как кто-то, кто должен или может действовать. Это для меня большая неожиданность , ведь Украина намного ближе , чем Сирия - идеологически , духовно и во всех других измерениях. Это отстранение меня очень удивляет.
-На днях российский министр иностранных дел Лавров сделал ремарку, что Крым , мол , для России важнее , чем Фолклендские острова для Британии . Как Вы сочли это сравнение ?
- Я не вижу никаких параллелей между Фолклендскими островами и Крымом . Дело здесь не в этнической составляющей , а в том , что Фолклендские события следует рассматривать как нарушение международного права . Аргентина абсолютно незаконно ворвалась, поэтому ответ Великобритании был вполне очевидным. Поэтому я не вижу здесь параллелей , ведь в Крым раньше никто не врывался - он законно стал частью Украины 1954 года , а затем и в 1991-м .
- Великобритания в последние годы превратилась в рай для российских и украинских олигархов , которые скупают элитную лондонскую недвижимость , выясняют между собой отношения в британских судах , пользуются самыми разнообразными услугами местных консультантов. Насколько далеко в таких условиях может пойти британское правительство с санкциями против России ?
- Конечно , общественное мнение и мнение крупного бизнеса и правительства сильно отличаются . Люди , если бы могли , уже завтра прогнали бы этих олигархов прочь и конфисковали их имущество. Но , понятно , что у бизнеса и правительства на это свой взгляд . Я с интересом узнала о том , что в список лиц, против которых должны быть введены санкции, сначала было около полутора сотен фамилий. Впоследствии список сократился до 21 человека . Журналисты говорят , что именно британская сторона выступила против введения санкций против некоторых лиц , включенных в первоначальный список.
Меня всегда очень возмущало , что российские богачи с такой легкостью находят убежище в Великобритании . Им не задают здесь лишних вопросов и не расследуют происхождения их капитала. Великобритания последовательно отказывала в запросах на экстрадицию этих лиц. Я общалась с адвокатами по этому поводу. По их словам, не было ни одного случая экстрадиции любого " весомого " россиянина по подозрениям в финансовых махинациях . Кажется , вообще было только два случая экстрадиции в Россию мелких преступников за кражу в магазинах или что-то подобное . Но олигархов это не касается , поскольку , как говорят адвокаты , есть опасения , что в России нет справедливого суда. Эта позиция Британии очень противоречит французской , немецкой или американской . Эти страны экстрадировали россиян , подозреваемых в отмывании денег и других финансовых преступлениях
- Многие на Западе уже открыто говорит о начале новой "холодной войны”. Повлияет ли нынешний крымский кризис на внутреннюю британскую политику , особенно в свете грядущего шотландского референдума ?
-Кажется пока это никак не влияет. Именно поэтому наблюдается отстраненная реакция британского общества на события в Украине . Если бы ситуация обострилась и пошли бы разговоры о британском вмешательстве , тогда это могло бы стать уже темой внутренней политики. Я удивляюсь , что так мало сравнивали шотландский референдум с крымским , ведь крымский – абсолютно нелегальный и противоречит Конституции Украины . Он не обсуждался с властями в Киеве. Зато референдум в Шотландии назначен с разрешения британского парламента! Тем не менее, возможно, отделение Шотландии является для Лондона таким же болезненным , как и потеря Крыма для Киева или потеря территорий для России после распада Советского Союза.
Справка Мэри Дежевски - британская журналистка - международница , эксперт по России и Восточной Европе. В прошлом работала корреспондентом в Вашингтоне и Париже. В 1988-1992 годах возглавляла корпункт газеты Times в Москве. Сегодня она ведет авторскую колонку для издания The Independent . Дежевски - почетный научный сотрудник Букингемского университета.