Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Пикуля почти все читали. Но давно это было, мне интересно было сравнить русскую и британскую точки зрения.
Джереми Кларксон ведет эту программу, что  многообещающе. Скучных программ он не делает.
Итак. Британия помогала русским вполне серьезно, поставки по ленд-лизу помогли одержать победу в войне. И неясно, удалось бы победить в ней без них. Достаточно сказать, что после разгрома танковых частей СССР в первые месяцы блицкрига 75% танков на русском фронте были британскими.
В соответствии с договоренностями в 1942 году начались серьезные поставки вооружений и припасов через Атлантику. Какое-то время конвои доходили без особенных потерь, так что ничто не предвещало трагедии  и для этого,  PQ17.
35 торговых судов Америки и Британии было достаточно, чтобы снабдить армию 50000 человек. Всем абсолютно.
Впервые британцы и американцы работали вместе в таком масштабе. И не всегда складно у них это получалось. Кстати, на одном из американских транспортов из этого конвоя служил знаменитый актер Дуглас Фейербенкс-младший, знаменитый актер и кинопродюсер, а также герой войны. Тут кадр из его фильма "Синдбад-мореход"
Sinbad the Sailor (1947) trailer 1
Итак, было 4 июля,  11-день конвоя,
Немецкие воздушные атаки начали становиться серьезнее, самолеты кружились, как пчелиный рой.
Конвой совершает поворот "все вдруг", самолеты промахнулись, некоторые сбросили бомбы куда попало, но вторая волна бомбардировщиков потопила три торговых судна, хотя три самолета были сбиты. Немного расслабились, но не надолго. Разведка из Швеции донесла, что на перехват вышла германская флотилия с знаменитым линкором "Тирпиц" во главе.
Встал вопрос, повернуть ли конвой назад. Но предварительно хотели убедиться, на самом ли деле "Тирпиц" и другие корабли вышли на перехват. Адмирал Паунд принимал решение. У него был рак, а также искусственный бедренный сустав, который так страшно болел, что он не спал почти никогда, и  на него легла тяжесть решения. Оказалось, что решение это было трагическим: убрать первую линию обороны конвоя. Никто в конвое не понял причины такого решения, но приказ есть приказ, и все боевые корабли охранения ушла.  Через 12 минут пришел другой приказ - конвою рассыпаться и добираться до русских портов кто во что горазд.
Это был ужас и кошмар. Самые крупные военные суда просто развернулись и ушли себе. Транспортные корабли остались на милость судьбы в ожидании "Тирпица". Потом ушли и маленькие эсминцы. Транспорты были оставлены одни, беспомощные.
12 подводных лодок, 135 бомбардировщиков и множество военных судов  были у Германии, чье командование не могло поверить такому счастью.
За первые 12 часов 12 транспортов  были уничтожены, еще до подхода "Тирпица", некоторые американцы оставили суда, даже не дождавшись атаки. Огромные тяжелые корабли переламывались пополам, взлетали в воздух.
Следующие сутки шли беспрерывные атаки немцев на корабли конвоя. В это время поступили сведения, что "Тирпиц" и не снимался с якоря. Узнав это, адмирал Паунд издал приказ, который 70 лет не понимают историки: конвою оставаться рассеянным и добираться до России по одиночке.
Один недоучка-капитан минного траулера, по фамилии Градвелл решил нарушить приказ и решил сопровождать три присоедившихся транспорта и не идти сразу в Архангельск, а переждать некоторое время возле острова Медвежий. Три американских  транспорта  согласились идти вместе. Идея была идти в Архангельск. Беда была, что у Градвела не было путной карты маршрута, он воспользовался атласом и секстаном, но довел свой мини-конвой куда было нужно. Они успешно шли несколько дней, но потом их втретили паковые льды.
Местные капитаны набираются опыта десятилетиями, а  маленький траулер не был ледоколом и Градвелл в жизни не бывал на севере. И они застряли. Сначала туман прикрывал беспомощные суда. А потом они решили покрасить все в белый цвет. Даже повара красили. Покрыли палубы скатертями и простынями. Камуфляж был удачен, их с воздуха не обнаружили.
А пока что конвой продолжали крошить немцы: с воздуха и подводными лодками. Еще 20 транспортов были потоплены.
Живой свидетель торпедирования впоминает: момент торпедирования. Страшно. Он исхитрился попасть на спасательную шлюпку. Вместе с 20 другими спасшимися. Но через 2 часа почти половина из них умерли. Выжили только 4 человека. Они доплыли до Новой Земли. Спаслись.
А Градвелл со своими подшефными транспортами торчал зажатый льдами, туман пришел к ним на помощь.
Американцы вдруг решили, что они находятся в русских территориальных водах, то дело сделано и они могут идти домой. Градвелл с трудом переубедил их остаться.
На подходе к Архангельску их догнали немцы. Казалось, их задача - потопить все до одного транспорта, близка к выполнению. Но 25 июля маленький траулер привел свой мини-конвой в порт Архангельск, где люди отчаянно ждали их.
На дно ушли 24 транспортных корабля конвоя из 35,  на них были 210 самолетов, 430 танков, 3450 автомобилей,  много других припасов, амуниции и продовольствия, 153 человека  потеряли жизнь.
105 кораблей было потеряно в дальнейшем  за всю историю полярных конвоев.  Злополучный адмирал Паунд умер через год от рака и тайну, почему он принял такое решение, он унес в могилу.
Выжившим участникам этого конвоя не давали памятных медалей вплоть до 2013 года. Только в прошлом году ее стали вручать, но мало уже осталось - кому.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
taki_net
Jan. 18th, 2014 11:07 pm (UTC)
Re: И неясно, удалось бы победить в ней без них
СССР еще тоже помог неплохо, без него дольше бы воевали.
notabler
Jan. 18th, 2014 11:28 pm (UTC)
Re: И неясно, удалось бы победить в ней без них
Навряд ли это кем-то оспаривается.
taki_net
Jan. 18th, 2014 11:39 pm (UTC)
Re: И неясно, удалось бы победить в ней без них
Это ирония.
taki_net
Jan. 18th, 2014 11:18 pm (UTC)
Пикуль полный, отстойный жулик. Его роман - вранье.

Все-таки у Вас ошибка в изложении: сведения о том, что Тирпиц не вышел - поступили СИЛЬНО позже приказа Паунда. Так что его приказ был основан на информации о возможной атаке сильнейшей немецкой эскадрой. Говорят, что он и тогда был поспешным - то есть, исходя из данных, которыми Паунд располагал, можно было дать предварительный приказ готовиться к расформированию конвоя, и ждать дополнительных разведданных, а не "рассеяться немедленно". Практически сразу после этой трагедии политика Адмиралтейства была изменена в пользу более высокой оценки живучести именно сомкнутого конвоя даже в условиях атаки надводными - и через полгода Новогодний бой, когда слабенький (4 старых эсминца) эскорт конвоя отстоял конвой от неизмеримо сильнейшей немецкой эскадры (2 тяжелых крейсера и 5 новых эсминцев - превосходство в десятки раз). Новая политика подтвердилась.
notabler
Jan. 18th, 2014 11:26 pm (UTC)
Спасибо. Я действительно, конспектировала то, что происходило на экране, но, вполне вероятно, упустила эту фразу. Да, он узнал об этом уже после того, как половина транспортов была уже потоплена, видимо. Но даже тогда он не призвал их собраться.
rider3099
Jan. 19th, 2014 01:41 am (UTC)
Какая трагическая история…
lena_yarosh
Jan. 19th, 2014 03:04 am (UTC)
Надя! Мне стыдно, но подробности этой трагической истории я впервые прочитала здесь у тебя. Раньше - только понаслышке. Безумие войны!
Bender Rodriguez
Jan. 19th, 2014 04:12 am (UTC)
Что удивительно ни на канале Дискавери ни на Нэйшнл Джиографик нет такого упоминания о PQ-17, а был ли мальчик?
polesh_chuk
Jan. 19th, 2014 05:49 am (UTC)
Да, без союза ВБ, США и СССР немцы, итальянцы, венгры, японцы, болгары, румыны и финны перебили бы нас по одному.
(no subject) - vlasovetz55 - Jan. 19th, 2014 05:58 am (UTC) - Expand
notabler
Jan. 19th, 2014 10:52 am (UTC)
Я его вполне осторожно и читала ))) как беллетристику, а не научные труды. Тем более даже при советской власти его критиковали за эти ляпы справа и слева. Уже тогда у него была репутация "второсортной прозы", но он в отношении увлекательности слегка обогнал свое время, по сути став вполне "буржуазным" писателем, гонявшимся за рейтингом и доходами, а не признанием в научных кругах. Этакий Задорнов-младший с его Рюрикоаной )))
(no subject) - vlasovetz55 - Jan. 19th, 2014 10:59 am (UTC) - Expand
pargentum
Jan. 19th, 2014 06:18 am (UTC)
Минного тральщика, наверное.
По русски траулерами называют рыболовные суда.
taki_net
Jan. 19th, 2014 11:01 am (UTC)
Нет-нет, в проводке конвоев как посылные, спасательные и т.д. корабли использовали именно вооруженные траулеры. Тральщиков было так мало, что их едва хватало для их основной функции - траления мелководья и фарватеров, чтобы их еще гонять через океан.

А траулер - прочное мореходное судно, с достаточным трюмом, с механизмами траления, которые если снять - есть куда поставить пушку и/или бомбомет.
kladez_zolota
Jan. 19th, 2014 10:53 am (UTC)
В последнее время мне не нравиться смотреть фильмы про войну.
jagodra103
Jan. 19th, 2014 05:30 pm (UTC)
спасибо тебе!
просто воочию представила это побоище в наших студеных глубинах, страх и ужас.
а я у Пикуля в этом романе узнала истинную правду о гибели маминого брата.
он, 26 летний горизонтальный рулевой, только что вернулся из похода, а на Щ-402 погиб горизонтальщик. и дядя мой без отдыха ушел на Щуке.
а разбил их НАШ самолет, и Пикуль подробно описывает, сколь несовершенна была диспетчерская служба Северного флота, а контуры лодок, немецких и наших, были очень похожи:(((((
nadmi
Jan. 20th, 2014 06:48 am (UTC)
Пикуля читала. Очень давно, поэтому подробностей не помню и сравнить не могу. Фильм посмотреть можно или только на английском?
notabler
Jan. 20th, 2014 10:43 am (UTC)
Нет, это не фильм, передача просто. Хотя типа документальный фильм может.
nedogurok
Jan. 20th, 2014 05:04 pm (UTC)
Да, я слышала про этот случай. Безумное и непонятное решение командования с трагическими последствиями.
muddylevski
Jan. 22nd, 2014 03:03 pm (UTC)
Только один транспорт из конвоя, обеспечивал месяц активных фронтовых действий в полосе дивизии по продовольствию и патронам
notabler
Jan. 22nd, 2014 03:08 pm (UTC)
Да, вполне представляю. Героическая была работка. Особенно для американцев, которые никогда в этих широтах не бывали и полного масштаба опасности не осознавали. И, видимо, не знали, кто распоряжается их судьбами (адмирала с прогнившими мозгами имею в виду).
muddylevski
Jan. 22nd, 2014 03:12 pm (UTC)
Прогнивших мозгов и здесь хватало.
А вот что касаемо англо-американцев, они делали всё правильно.
Жаль, что русские мозги оказались не на американской стороне, а на русской.
acbest
Jan. 25th, 2014 05:37 pm (UTC)
Есть "Полярный конвой" Алистера Маклина. Интересно было читать после Пикуля.
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2024
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com