notabler (notabler) wrote,
notabler
notabler

Categories:

Смотрю сейчас фильм про Полярный конвой PQ17 и конспектирую

Пикуля почти все читали. Но давно это было, мне интересно было сравнить русскую и британскую точки зрения.
Джереми Кларксон ведет эту программу, что  многообещающе. Скучных программ он не делает.
Итак. Британия помогала русским вполне серьезно, поставки по ленд-лизу помогли одержать победу в войне. И неясно, удалось бы победить в ней без них. Достаточно сказать, что после разгрома танковых частей СССР в первые месяцы блицкрига 75% танков на русском фронте были британскими.
В соответствии с договоренностями в 1942 году начались серьезные поставки вооружений и припасов через Атлантику. Какое-то время конвои доходили без особенных потерь, так что ничто не предвещало трагедии  и для этого,  PQ17.
35 торговых судов Америки и Британии было достаточно, чтобы снабдить армию 50000 человек. Всем абсолютно.
Впервые британцы и американцы работали вместе в таком масштабе. И не всегда складно у них это получалось. Кстати, на одном из американских транспортов из этого конвоя служил знаменитый актер Дуглас Фейербенкс-младший, знаменитый актер и кинопродюсер, а также герой войны. Тут кадр из его фильма "Синдбад-мореход"
Sinbad the Sailor (1947) trailer 1
Итак, было 4 июля,  11-день конвоя,
Немецкие воздушные атаки начали становиться серьезнее, самолеты кружились, как пчелиный рой.
Конвой совершает поворот "все вдруг", самолеты промахнулись, некоторые сбросили бомбы куда попало, но вторая волна бомбардировщиков потопила три торговых судна, хотя три самолета были сбиты. Немного расслабились, но не надолго. Разведка из Швеции донесла, что на перехват вышла германская флотилия с знаменитым линкором "Тирпиц" во главе.
Встал вопрос, повернуть ли конвой назад. Но предварительно хотели убедиться, на самом ли деле "Тирпиц" и другие корабли вышли на перехват. Адмирал Паунд принимал решение. У него был рак, а также искусственный бедренный сустав, который так страшно болел, что он не спал почти никогда, и  на него легла тяжесть решения. Оказалось, что решение это было трагическим: убрать первую линию обороны конвоя. Никто в конвое не понял причины такого решения, но приказ есть приказ, и все боевые корабли охранения ушла.  Через 12 минут пришел другой приказ - конвою рассыпаться и добираться до русских портов кто во что горазд.
Это был ужас и кошмар. Самые крупные военные суда просто развернулись и ушли себе. Транспортные корабли остались на милость судьбы в ожидании "Тирпица". Потом ушли и маленькие эсминцы. Транспорты были оставлены одни, беспомощные.
12 подводных лодок, 135 бомбардировщиков и множество военных судов  были у Германии, чье командование не могло поверить такому счастью.
За первые 12 часов 12 транспортов  были уничтожены, еще до подхода "Тирпица", некоторые американцы оставили суда, даже не дождавшись атаки. Огромные тяжелые корабли переламывались пополам, взлетали в воздух.
Следующие сутки шли беспрерывные атаки немцев на корабли конвоя. В это время поступили сведения, что "Тирпиц" и не снимался с якоря. Узнав это, адмирал Паунд издал приказ, который 70 лет не понимают историки: конвою оставаться рассеянным и добираться до России по одиночке.
Один недоучка-капитан минного траулера, по фамилии Градвелл решил нарушить приказ и решил сопровождать три присоедившихся транспорта и не идти сразу в Архангельск, а переждать некоторое время возле острова Медвежий. Три американских  транспорта  согласились идти вместе. Идея была идти в Архангельск. Беда была, что у Градвела не было путной карты маршрута, он воспользовался атласом и секстаном, но довел свой мини-конвой куда было нужно. Они успешно шли несколько дней, но потом их втретили паковые льды.
Местные капитаны набираются опыта десятилетиями, а  маленький траулер не был ледоколом и Градвелл в жизни не бывал на севере. И они застряли. Сначала туман прикрывал беспомощные суда. А потом они решили покрасить все в белый цвет. Даже повара красили. Покрыли палубы скатертями и простынями. Камуфляж был удачен, их с воздуха не обнаружили.
А пока что конвой продолжали крошить немцы: с воздуха и подводными лодками. Еще 20 транспортов были потоплены.
Живой свидетель торпедирования впоминает: момент торпедирования. Страшно. Он исхитрился попасть на спасательную шлюпку. Вместе с 20 другими спасшимися. Но через 2 часа почти половина из них умерли. Выжили только 4 человека. Они доплыли до Новой Земли. Спаслись.
А Градвелл со своими подшефными транспортами торчал зажатый льдами, туман пришел к ним на помощь.
Американцы вдруг решили, что они находятся в русских территориальных водах, то дело сделано и они могут идти домой. Градвелл с трудом переубедил их остаться.
На подходе к Архангельску их догнали немцы. Казалось, их задача - потопить все до одного транспорта, близка к выполнению. Но 25 июля маленький траулер привел свой мини-конвой в порт Архангельск, где люди отчаянно ждали их.
На дно ушли 24 транспортных корабля конвоя из 35,  на них были 210 самолетов, 430 танков, 3450 автомобилей,  много других припасов, амуниции и продовольствия, 153 человека  потеряли жизнь.
105 кораблей было потеряно в дальнейшем  за всю историю полярных конвоев.  Злополучный адмирал Паунд умер через год от рака и тайну, почему он принял такое решение, он унес в могилу.
Выжившим участникам этого конвоя не давали памятных медалей вплоть до 2013 года. Только в прошлом году ее стали вручать, но мало уже осталось - кому.
Tags: конвой PQ 17, сотрудничество между Россией и Британией
Subscribe
promo notabler february 2, 2012 09:13 39
Buy for 30 tokens
По кончикам верб Голоса за дверью - мама, папа, сестры. Детство. Я проснулся. Слюнка натекла... Вспомню - будто возвращусь на укромный остров. Там тепло. До смерти хватит мне тепла. Яблоки с айвою, с ноткою тумана- запах. Так, наверное, должен пахнуть рай... Принеси мне яблочко, мама...…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments