Я, как известно, провела более 30 лет моей жизни на ударной стройке СССР - Игналинской атомной электростанции. Строить эту самую большую, самую лучшую в мире атомную приехали более 30 тыс человек, большей частью русские. Потом случилось то, что все знают. Не стало сначала СССР, потом атомной станции. Некоторые уехали в Россию сразу, но немногие. Большинство осталось - по разным причинам, чаще всего - экономическим. Хитрая Литва автоматом дала всем гражданство, за приватизационные ваучеры все легко и просто приватизировали свои квартиры, то есть получили экономические цепи, ведь квартира - это единственная собственность, которую бывшие советские люди могли иметь. Станция работала, жизнь не остановилась, а во время правления Ельцина дорога в Россию была не заказана.
Но Путин быстро закрутил гайки, "предателям", то есть тем, кто не поднял в Литве войнушку за возврат в лоно "старшего брата" закрыли дорогу на родину предков, приравняли их к гражданам любых других стран.
Моя сослуживица на пороге пенсии решила, что пора перебираться на родину, в небольшой городок Костромской области. Там жили братья и сестры, там были могилы родителей и дедов, там были друзья детства, родной язык, малая Родина. Продала она все в Литве, ее сын и муж уволились с работы, поехали в Россию. Там удалось купить квартиру, договориться о работе. Переехали. Дело было за малым: дождаться получения бумаг - вида на жительство, о возврате гражданства они и не мечтали. В хлопотах о видах на жительство семья провела на бывшей родине два года - проели все литовские деньги, переплатили на взятки, но результата не дождались. Вернулись всей семьей обратно, купили на остатки денежек махонькую хатку в садовом кооперативе, там и поселились.
Через год подруга заболела раком и вскоре умерла. Похоронена в Литве. Сильно подозреваю, что хождения по российским мукам подорвали ее здоровье. Не знаю, как сложились судьбы ее сына и мужа. И таких - полно. Но это поколение уходит, новое навряд ли будет рваться с такой силой в Россию - открыты дороги на Запад, да и литовский язык, так пугавший старших, молодым знаком.
Теперь вроде бы бывшим гражданам возврат в Россию упростили.
Ездят по Литве представители российского посольства, заманивают программами переселения на родину. Кто-то соблазнился. На выбор им были предложены смешные пособия и жуткие задворки страны, где коренных жителей уже и не осталось. Так что немногие уехали. Доверия уже нет. И вместо природных русаков, отличных специалистов, говорящих и пишущих по-русски в Россию едут узбеки и таджики.
И - ура-ура! - тьма французов. Будут гувернерами, небось, на Рублевке, или где там еще.