Решила я хоть что-то написать, отвлекающее от поганых выборов. У самой настроение ни к черту тоже. Этот пост я давно хотела написать, но вчерашняя передача ББС подтолкнула, потому что провела журналистское расследование как раз по этому вопросу.
Довелось мне год отработать в маленьком магазинчике, принадлежащем к крупнейшей сети супермаркетов Великобритании "Теско".
Любят, обожают в Британщине “баргин”, то есть купить подешевле, это является предметом гордости и темой множества дружеских бесед. Магазины пользуются этой национальной страстью, предлагая бесчисленное количество разных акций, уценок и удешевлений. Четыре главных супермаркетов в этом отношении, вчегда впереди всех. И Теско – главный и крупнейший из них. Потом идет “Асда”, “Моррисон” и “Сэйнсберри” (в котором я не бываю, далеко слишком от меня). Зато Теско бывают самых разных размеров и их везде полно.
Рекламный слоган Теско "Эвери литтл хэлпс" и раньше наводил в моем мозгу картинку маленьких темнокожих детишек, сидящих в темных домишках и чего-то там шьющих-прядущих-вяжущих на этих акул капитализма за мелкие пенни. Слишком странные тут цены, когда джинсы, стоившие на заре моей юности месячную зарплату, тут стоят получасовую здешнюю – фунта 4-5. А когда я стала там работать, эта картинка стала мелькать в голове даже чаще. Сеть эта - самая богатая, товары их, согласно рекламе, самые дешевые. Всякие другие блага и радости они сулят своим клиентам: акции, уценки, карточки, страховки, все подряд.
Однако первое, что я выяснила "в тылу врага" был факт, что каждое утро рабочий день начинается с замены ценников. Причем ценники на уценку выглядят броско - яркие, желтые, большие. Однако их было в 5-6 раз меньше, чем других - беленьких, незаметных на общем фоне ценников на подорожавшие товары.
Пару раз я заметила на полках какие-то странные цены. Например: акция - 2 штуки по цене одной. А цена эта в почти в три раза больше, чем цена на робко забитый в уголок тот же товар, но без всякой акции. Другое всякое.
Теперь что раскопали журналисты.
Оказывается, реклама очень часто врет. Например, если они говорят, что 1000 их товаров дешевле, чем у конкурентов, это означает, что только 1000 из общего ассортимента такого гиганта примерно в 300-400 тысяч. Если они говорят, что цены сбавлены на какие-то конкретные товары, то надо не полениться и проверить, какими были эти цены до “удешевления”. Частенько получается, что цена была даже ниже, потом на недельку ее вздувают, а потом понижают, однако это снижение не достигает предыдущего уровня. Это дело регулируется законом, товар должен быть с одной ценой не менее 29 дней, потом его можно уценить и выдать это дело за “акцию”.
Еще одна местная фишка. Фрукты-овощи продаются или в упаковках и такие же рядом – россыпью. Оказывается, разница в цене может быть в разы. Например, 3 красных луковки в сеточке стоят 2.50, а врассыпную – 40 пенсов. Бананы – 5 штук в мешочке - всего (акция !) 1 фунт, а россыпью, на вес, - обошлись корреспонденту в 41 пенс.
Нужно следить, чтобы на ярлыке с предложенной ценой после уценки была представлена предыдущая цена. Таково требование закона. Еще одна ловушка для покупателей. Мало кто из нас тщательно проверяет чеки. А зря. Когда мы покупаем свежеуцененные товары, компьютеры часто бывают еще не перепрограммированы на новые цены. Такие вещи очень распространены в “Лидл”, например. Когда я давала себе труд прочесать длиннейший чек, то почти всегда находила какие-то ляпы, естественно, не в сторону удешевления. Но в Лидл мы покупаем редко, но так много всего, что не хватает терпения проверять. Ну, даже если обнаружат, мало кто побежит жаловаться.
Грамотные хозяйки знают: большая пачка – меньше стоимость. Однако супермаркеты – не дурные, часто цена за единицу веса в мелких упаковках бывает меньшей.
Всем прожужжали уши, что на нижних полках стоят самые дешевые товары. И это учли супермаркеты, частенько подмешивая к действительно дешевым товарам совсем другие, которые на третьей полке стоят вдвое меньше. Или объединяют несколько предметов в большой пакет, на котором гордо выводят: Большая упаковка - меньшая стоимость. Однако если есть время посмотреть на полку рядом, часто там обнаруживается одинокая банка по цене на 20% меньше своей подружки в пакете. Все это тут, в Британии, регулируется законом. Но, видимо, великие торговые менеджеры просчитывают вероятные убытки и чашка весов с прибылью всегда перевешивает чашку с честностью и хорошей репутацией.
Удивило нежелание менеджера нашего маленького магазинчика преследовать школьников -подростков, тырящих сладости с полок явно ради спортивного интереса. Я заметила несколько групп таких, понаблюдала за ними, потом стала торчать в зале на виду, чтобы им помешать. Они перед школой вваливались в магазин ватагами. Причем явно один-другой был назначен главным добытчиком, а остальные отвлекали и “болели”. Но слишком долго они там торчать не могли, если уставиться на них, то они быстро наскребали монеток на какую-то ерунду, и смывались из магазиной. Менеджер моими расследованиями не проникся. У них там есть камера наблюдения, но нет людей, чтобы на эту камеру пялиться, и, похоже, нет денег, чтобы купить компы, способные вести постоянную запись. Так что камеры – больше для парада, чем для пользы. Однако вчера по телику доложили, что оцененные убытки от “шоплифтинга” составляют 2 миллиарда фунтов и резко растут, параллельно с обнищанием страны и даже опережая.
Вчера показали другую передачу. Там один парень технически решал проблему закупки самых дешевых товаров. Он и его жена садятся перед шоппингом вдвоем, составляют список покупок. Потом по каждому товару идут на сайт со сравнением цен, обновляемый регулярно. Там смотрят, где он самый дешевый. Но на этих сайтах присутствуют цены только в самых крупных супермаркетах.У меня неплохая память на цены и мне кажется, я довольно удачно покупаю дешево без таких сложностей. Хотя парень утверждает, что при таком подходе он экономит не менее 20%. В любом случае носить с собой калькулятор не помешает, наверно.
Надеюсь, у дорогих френдов найдутся собственные наблюдения, которыми надо нам бы поделиться, чтобы объединиться в общей борьбе с жуликами.