?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Экономика Польши растет вопреки действиям властей

Нынешнее благополучие Польши объясняется общеевропейским экономическим подъемом и гастарбайтерами из Украины. Власти в Варшаве скорее мешают, чем помогают развитию, говорят эксперты.

Польский злотый

Продолжающийся весь июль в Польше скандал вокруг судебной реформы и конфликт Варшавы с Евросоюзом не повлияли на польскую экономику. Во всяком случае пока не повлияли. Данные Центрального банка Польши и Европейского статистического ведомства (Eurostat) показывают, что на сегодня польская экономика является одной из самых динамично развивающихся в Евросоюзе. Так, в начале июля ЦБ повысил прогноз по росту ВВП страны на текущий год с и без того немалых 4,0% до 4,7%. Инфляция должна снизиться до комфортабельных для Центробанка 2,3% годовых.

В свою очередь Eurostat добавляет, что по итогам 2016 года Польша удерживала первое место в ЕС по производству меди и серебра, добыче угля, а также была среди лидеров по выращиванию ряда сельхозпродуктов - яблок, черешни и клубники. Как объяснить столь кричащее противоречие в политическом и экономическом развитии страны? И действительно ли противоречие существует?

Общеевропейский тренд

Ответ на этот вопрос можно частично найти в свежем летнем обзоре, подготовленном аналитиками финансово-кредитного института Raiffeisenbank International (RBI), традиционно активного в странах Восточной и Центральной Европы. Банк наблюдает синхронный взлет экономик всех стран региона в 2017 году и прогнозирует его продолжение на год следующий - в Чехии, Польше, Словакии, Словении и Венгрии. В исследовании подчеркивается, что это явление - часть глобального европейского экономического цикла, а не результат успехов какой-то отдельно взятой страны.

Премьер-министр Польши Беата Шидло

Причем Польши это касается в первую очередь. Достаточно вспомнить, что еще год назад европейские экономические издания рисовали полякам печальное будущее. С первым появлением во власти представителей национально-консервативной партии "Закон и справедливость", которая в 2015-2016 годах победила на выборах, польская валюта - злотый - сразу начала падать по отношению к другим денежным единицам.

Рейтинговые агентства стали снижать суверенный рейтинг польских ценных бумаг, мотивируя это политическими неурядицами в стране, ожидавшимся ростом расходов госказны и предстоящим конфликтом Варшавы с Евросоюзом.

Без украинцев - катастрофа

Сегодня конфликт с ЕС налицо - но вот польская экономика смогла приспособиться к шокам и пока справляется с ними. Основная причина - низкая стоимость рабочей силы. Если сравнивать официальную статистику, то средняя зарплата в Польше в 2 раза ниже, чем в Германии. Однако немецкие предприниматели, работающие в Польше, говорят о том, что в реальности зарплаты их сотрудников в Польше в 4 раза ниже сравнимых специалистов в ФРГ. Так что пока немецкий бизнес доволен. "Польский рынок динамичен и подвижен", - объясняет Ивонe Хайдлер (Yvonne Heidler) из Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA).

В центре Варшавы

В центре Варшавы

Но в самой Польше дешевизна рабочей силы является проблемой. Низкая оплата привела к тому, что с момента вступления в ЕС в 2004 году из страны уехали более 2 млн поляков - прежде всего, в Великобританию и Германию, где условия труда лучше. Предприятия и коммунальные службы Польши начали испытывать острую нехватку рабочей силы. Существенно смягчить проблему помог кризис в соседней Украине. Конфликты в Крыму и в Донбассе привели к массовой эмиграции украинцев, из которых около 1 млн перебрались в Польшу.

"Без украинцев нашу экономику ждала катастрофа", - открыто признает Цезарь Казмирчак, председатель польского Союза предпринимателей и работодателей. Сегодня, по данным польского ведомства по делам иностранцев, почти 90% запросов о получении вида на жительство приходит от граждан Украины. Большинство из них потом устраивается на работу помощниками по хозяйству, на стройки или фермы. "Они самостоятельно учат язык и потом добросовестно работают", - положительно отзывается Казмирчак о трудовых мигрантах из Украины.

Пик достигнут?

Но и в этой сфере намечаются изменения. С отменой Брюсселем краткосрочных виз для граждан Украины реальным становится уменьшение числа украинских иммигрантов в Польше. Их начинают привлекать ставшие более доступными другие страны Европы. Повышение уровня зарплат в Польше тут тоже не решит проблемы - ведь это снизит привлекательность страны для иностранных инвесторов.

Не случайно в 2017 году на крупнейшей в мире промышленной ярмарке - Ганноверской - премьер-министр Польши Беата Шидло была предельно доброжелательна к немецкому бизнесу. "Пожалуйста, приезжайте к нам и инвестируйте", - зазывала она предпринимателей из ФРГ в Польшу, которая была в этом году страной-партнером ярмарки.

Но сомнения европейского бизнес-сообщества усиливаются. И причина не только в растущей стоимости рабочей силы в Польше. Общественно-политическая нестабильность в стране, популизм нынешних польских властей, раздающих дорогостоящие обещания гражданам, невнятная экономическая программа правительства начинают все больше тревожить предпринимателей.

Картину дополняет конфликт с Еврокомиссией, которая из-за ограничений Варшавой демократических свобод грозит Польше жесткими санкциями. Все это начинает сильно нагружать чашу весов с негативными факторами. На другой чаше, напомним, - позитивный тренд в экономике Европы, который, однако, как и любой другой тренд, явно не бесконечен.
http://www.dw.com/ru/

promo notabler february 2, 2012 09:13 37
Buy for 30 tokens
По кончикам верб Голоса за дверью - мама, папа, сестры. Детство. Я проснулся. Слюнка натекла... Вспомню - будто возвращусь на укромный остров. Там тепло. До смерти хватит мне тепла. Яблоки с айвою, с ноткою тумана- запах. Так, наверное, должен пахнуть рай... Принеси мне яблочко, мама...…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
claire_1973
Aug. 10th, 2017 10:15 pm (UTC)
И правильно говорят эксперты - упёртые националисты,не способные что-то самостоятельно правильно сделать в экономике, до добра страну не доведут.

Не должна быть идеология отдельной партии определяющей интересы страны. Из-за АК уже с Белоруссией и Украиной почти поссорились, последняя тоже хороша, скромно избежав государственных оценок Волынской резни.

Неужели так трудно назвать подонков подонками только потому, что они не из России?
tandem_bike
Aug. 11th, 2017 02:58 am (UTC)
ну да.. очень трудно не пожелать им - и белоруссии и украине и польше.. чтобы они.. того.

но это не в наших интересах. в наших интересах чтобы у них было благополучие.

однако очень трудно не пожелать... того.
notabler
Aug. 11th, 2017 11:36 am (UTC)
Это дело должно созреть, и созревает общественное сознание десятилетия часто. Даже Германии понадобились десятилетия, пока Вилли Брандт стал на колени и попросил прощения. И не сразу они сделали программы приглашения евреев и прочее. Будет то же и в Украине, и в Литве, и в прочих местах, уверена, процесс созревания запущен. Но мы, думается, не доживем.
Eesisaxa Ohochbah
Aug. 10th, 2017 11:24 pm (UTC)
Смешно! Особенно про "общеевропейский экономический подъём" :-)
notabler
Aug. 11th, 2017 11:49 am (UTC)
Российский куда смешнее
viktor11015
Aug. 11th, 2017 02:20 am (UTC)
"Вчерашним рабам нужны собственные рабы".
notabler
Aug. 11th, 2017 11:49 am (UTC)
а вы, похоже, из бар? Рабовладелец? ))) Тяжелее рюмки не поднимаете?
viktor11015
Aug. 11th, 2017 02:53 pm (UTC)
Да, я подрабатывал у новоиспечённых литовских "землевладельцев". И знаете, меня тошнит от ситуации, когда литовский богач нуждается в моей помощи. Жаль, что в сороковые не перебили всё это нац. отродье в литве. А в 1991- м не было в СССР своего Тяньаньмэня. Бабский подкаблучник горбачёв со своей раиской должны были быть расстрелянными в 1991- м.
А что вы знаете про литву? Вы знаете фамилии буржуев, правивших литвой в межвоенный период? Когда у литовцев была одна пара ботинок, пошитых местечковым евреем? Когда все литовцы жили в деревнях и выращивали свиней на экспорт? Что вы знаете про Советскую Литву? Вы фамилии литовских космонавтов знаете?
Зачем вам эта литва?

Edited at 2017-08-11 02:54 pm (UTC)
notabler
Aug. 11th, 2017 03:32 pm (UTC)
я жила в Литве 40 лет, говорю по-литовски без акцента и все знаю о Литве, даже плохое, но много хорошего тоже. Если у вас такая злоба на весь мир, проверьте печень, может быть цирроз
sp_strannik
Aug. 11th, 2017 07:16 am (UTC)
Интересный процесс
Происходит фильтрация: из недоразвитых стран специалисты уезжают в развитые. А на их место едут мигранты из ещё более неразвитых стран.
Вот и у нас, все мозги утекли на Запад, а на их место приехали таджики. А кто остался в Таджикистане?
notabler
Aug. 11th, 2017 11:32 am (UTC)
Re: Интересный процесс
В Польше и балтийских странах образование неплохое и вполне конкурентоспособное с британским, так что они получают образованных, часто со специальностями, работников. Плюс, люди обладают широким спектром навыков, помогало выживать в тяжкие времена, трудолюбивые и выносливые. Поэтому есть множество сфер в экономике Британии, к примеру, которые попросту не выживут без восточноевропейских мигрантов. Происходит циркуляция рабочей силы:британцы массово переезжают работать в Австралию или Новую Зеландию, к примеру, а также в США. Люди ищут где им конкретно лучше, даже из соображений здоровья, некоторым просто климат не подходит. Это часть глобализации и будет только развиваться. Рабсила течет в сторону большей зарплаты в основном
sp_strannik
Aug. 12th, 2017 07:26 am (UTC)
Re: Интересный процесс
Вот и я про то же.
Из Польши хорошие специалисты идут на запад. На их место едут менее квалифицированные работники из Украины. А на Украину вместо них приедут (или уже едут?) вчерашние погонщики верблюдов и пастухи из Средней Азии и пр. Причём, наиболее сообразительные и предприимчивые.
И мы имеем дифференциацию стран по уровню интеллекта населения, от тупых до очень умных.
c_r_u_x
Aug. 11th, 2017 07:27 am (UTC)
Мой хороший знакомый и доктор физ-мат, в 1990-2000 поработал 10 лет профессором в Польше, там ему назначили пенсию $300, и сейчас он благополучно живет на свои обе пенсии в любимом Львове, а для развлечения немного преподает.
Я бы и сам так поступил, но вот польский язык... А мой знакомый выучил его по телевизору, во Львове приемник ловил Польшу и можно было свободно смотреть польские фильмы.

Edited at 2017-08-11 07:35 am (UTC)
pro_bolotce
Aug. 11th, 2017 10:39 am (UTC)
А что с языком не так, бардзо пенкны
notabler
Aug. 11th, 2017 11:25 am (UTC)
Обожаю польский, выучила его, живя в Гродно, чтобы понимать передачи, которые еще в 60-е ловились, окно в мир было для совка. Но в Польше побывала пару раз в жизни, так что язык остался в пассиве, все понимаю до сих пор, а говорить почти не могу. Но заговорила бы за пару месяцев, ясное дело,если бы переехала
pro_bolotce
Aug. 12th, 2017 11:54 am (UTC)
Я его по сериалу выучила, у нас долго ТВП2 тянуло, сериал назывался "Мир Кепских", глупый, но смешной
lactoriacornuta
Aug. 15th, 2017 05:05 pm (UTC)
сколько лет общаюсь с Вами, Надя, не перестаю удивляться Вашей работоспособности
и упорству Вы учить еще один язык-польский,чтобы говорить на нем и слушать передачи. Завидую Вам..по хорошему.
Саша
c_r_u_x
Aug. 11th, 2017 07:00 pm (UTC)
Сейчас язык бы я поучил, но для практики - уже поздно.
А телевизор с 1960-х до 1990 родители принципиально не заводили. Просто покупали, сколько можно, книги - или брали в библиотеке.
ezhiuke
Aug. 11th, 2017 10:41 am (UTC)
поляки молодцы, они непотопляемы. в целом очень трудолюбивая нация, насколько я могла заметить.
notabler
Aug. 11th, 2017 11:27 am (UTC)
Да, и похитрее литовцев в массе своей. Тут в Англии они часто занимают позиции бригадиров и супервайзеров за счет лучшего английского языка и умению нравиться начальству. Или просто их больше
ezhiuke
Aug. 11th, 2017 08:08 pm (UTC)
намного хитрее, трудолюбивее и более приспосабливаемые. так что не удивляюсь :)
notabler
Aug. 11th, 2017 08:20 pm (UTC)
Насчет трудолюбия я бы не подумала, что так. В Англии литовцев дружно хвалят за трудолюбие. Без оного хрен тут поработать дадут. Они же работают без постоянных контрактов чаще всего, и если не выкладываться - вылетит с работы мигом, тут система потогонная, совсем как по Марксу. Не попадались мне тут ленивые литовцы. Полячки, кстати, попадались. Делают что надо, но по минимуму, без души. А с мужчинами-поляками работать не доводилось
ezhiuke
Aug. 12th, 2017 09:36 am (UTC)
ленивые литовцы остались в Литве :) и вот вам результат :)
я сужу просто по тому, как они остаются на плаву. пахать же надо... к нам везут все продукты дешевые - польские. кто-то же их производит? Литва каждый чуть ли ни год страдает, что неурожай. то яблоки помёрзли, то еще что. Польша рядом, но там, как ни странно, урожай всего всегда :))))
наши родственники живут в курортном городе. всё лето они крутятся вокруг туристов. зимой могут позволить себе отдохнуть :)
Natalia Ganitseva
Aug. 11th, 2017 07:11 pm (UTC)
В Польшу на работу ездят в основном с Западной Украины, где польский язык знают практически все (во Львове, по крайней мере польский знает 90 % населения), причем удобно ездить именно на сезонную работу. Зная, что в Польше такая работа всегда найдется. А вот ехать уже в глубь Европы с безвизом , который не дает права на работу вряд ли кто рискнет. Хотя по прежнему в моде собирать морошку в Швеции. Много знакомых ездят просто на сезонные заработки. Польше не стоит так беспокоится :) Хотя с ее стороны в последнее время некоторые выпады очень нервировали украинцев.
Еще в Польшу едет много молодежи учиться в ВУЗах, знаю так же и некоторых преподавателей в Университете Лодзи родом из Львова, которые в молодости получили прекрасное образование и знают как минимум пять языков.
notabler
Aug. 11th, 2017 08:23 pm (UTC)
без всякого безвиза в Италии работали сотни тысяч украинцев с 90х годов. Когда литовцы еще не были в ЕС, нелегальная работа была именно в Италии или Испании, на фермах и по уходу. Так всех пугали "украинской мафией" в Италии, мол, заставляют платить им дань, сажают на счетчик, молодых девчат продают в бордели и тому подобное. Так что народ тертый, не пропадут они нигде и не при какой власти
Natalia Ganitseva
Aug. 11th, 2017 08:30 pm (UTC)
Я о том, что безвиз вряд ли изменит ситуацию. Украинцы , как ты правильно заметила (и я в том числе, я ведь родом из Львова) прекрасно жили нелегалами во многих странах, как говорится, не привыкать. Хорошо помню,как приехала туристом и осталась :) Как работала и в таверне, и в отеле, как дрожала при виде полиции и по ночам снились кошмары, от которых бросало в холодный пот. Потом нелегалам дали документы, кошмары сниться перестали. Смогла устроится на более приличную работу .И сейчас в эмиграции работает по крайней мере 5 млн, а может и больше-кто их считал ? Просто многие знакомые из Львова привычно ездят на работу в Польшу и Швецию уже много лет. Пару месяцев работы там, основная работа во Львове. Я об этом. Схему менять не хотят, страну проживания тоже-по многим причинам.
Про мафию в Италии не знаю, в Греции были такие же схемы, так же девченки пропадали и погибали :((( Много на эту тему было всего написано :(((

Edited at 2017-08-11 08:34 pm (UTC)
( 26 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com