?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Путинский режим бесит меня больше всего тем, что не знаешь уже кто из твоих когда-то нежно любимых актеров, бардов, певцов, писателей сохранил еще независимость,  достоинство и остался “рукопожатным” для  всех людей, понимающим слово “честь” так же, как я.  Эта статья как раз об этом.

yakovenko

Как писатели, журналисты, ученые и артисты во власть ходили, и что из этого вышло

Одним из самых безнадежных эпизодов во всей унылой четырехчасовой «прямой линии» с Путиным было униженное обращение народного артиста России Сергея Безрукова с просьбой защитить другого народного артиста России, режиссера Алексея Учителя от преследований некой Поклонской, которая вбила себе в голову, что она должна спасти честь Николая Второго от фильма «Матильда». Путин включил царя Соломона и сказал, что Учителя уважает, но и Поклонская имеет право на свое мнение. Народный артист России страшно обрадовался и стал объяснять всему миру, что он расслышал во вполне невнятном ответе Путина. «Я услышал главное, - поведал счастливый проситель, – никто не будет запрещать или закрывать произведения искусства».

Исходя из этой реакции, можно предположить, что Безруков допускал и иной ответ. Что Путин прямо во время «прямой линии» даст указание фильм запретить, а Учителя арестовать. А поскольку все остались при своих – депутат Поклонская при своих возможностях насылать бесчисленные прокурорские проверки, а режиссер Учитель в промежутках между допросами  делать фильм – можно радоваться и славить свободу творчества в условиях путинской «демократии».

Артист Сергей Безруков все всегда делал правильно, а главное, вовремя. В «лихие 90-е», при Ельцине, участвовал в проекте Виктора Шендеровича «Куклы» на НТВ. Это его голосом говорят многие персонажи, в том числе кукла самого Ельцина и кукла Ж. В 2002, сразу после убийства НТВ, как и тысячи других деятелей культуры, этим НТВ обласканных и взлелеянных, все понял и вступил в «Единую Россию». В 2014 тоже все понял мгновенно и вместе со всеми подписал обращение деятелей культуры в поддержку аннексии Крыма и войны против Украины. Вовремя почувствовал ветер перемен и стал членом Патриаршего совета по культуре и членом Общественного совета при Минобороны РФ. Поэтому у него сейчас свой театр, своя кинокомпания и даже свой дом искусств, пусть областной, зато собственный. И можно было бы считать, что жизнь удалась, если бы не то неприятное обстоятельство, что та же самая власть, которую так старательно облизывал, включает в себя в качестве органичной части многочисленных поклонских и милоновых, которые в случае чего не только режиссеру Учителю, но и ему, артисту Безрукову голову откусят. И далеко не факт, что Путин заступится.

История отношений культуры и власти в России это история слияний и поглощений. И всякий раз с финалом, печальным для культуры. Один из последних эпизодов – массовое хождение во власть представителей науки, культуры и искусства во время горбачевского эксперимента с выборами  народных депутатов СССР в 1989 году. Михаил Сергеевич обеспечил себе «агрессивно-послушное большинство» на выборах по территориям, но дал шанс стать депутатами представителям тех слоев научной и творческой интеллигенции, которые не только поддержали довольно невнятные идеи перестройки, гласности и нового мышления, но и попытались сформулировать более-менее членораздельные предложения по такому обустройству страны, чтобы в ней можно было жить. С этой целью 75 мандатов было выделено восьми творческим союзам (писателей, журналистов, кинематографистов, театральных деятелей, художников, архитекторов, композиторов и дизайнеров) и еще 75 мандатов – академическим организациям, в том числе 20 мандатов Академии наук СССР. Хотя выборы показали, что прогрессивно мыслящие и всенародно известные люди в большинстве случаев легче избирались гражданами, чем своими коллегами.

Этот эксперимент можно считать стартом почти тридцатилетнего цикла хождения советской интеллигенции во власть, в ходе которого можно выделить три этапа.

Первый (1989-1993), когда интеллигенция штурмовала парламенты, сначала СССР, затем РСФСР, потом России, не гнушалась входить в исполнительную власть и в администрацию президента. Это был период романтических и вначале для многих бескорыстных душевных порывов. Бескорыстность была гарантирована тем, что все понимали, что мандат депутата это никакая не власть, и практически никто из тех, кто этот мандат получил, не надеялся на то, что получит реальную власть и сможет не только критиковать начальство, к чему все были готовы, но и реализовывать какие-то свои идеи. СССР рухнул внезапно и многие из тех, кто талантливо и бескомпромиссно добивался этого, в растерянности застыли над трупом своего врага. К концу этого периода власть и бизнес начали «переваривать» верхушку интеллигенции.

Второй (1994-1999) - это период интенсивного «переваривания» интеллигенции властью и бизнесом. Период шальных рекламных денег в СМИ, когда вчерашние полунищие журналисты, редакторы, сценаристы, продюсеры, актеры и музыканты становились долларовыми миллионерами. Тогда же создавалась новая общность российской интеллигенции – «тусовка». В условиях сравнительно вегетарианского ельцинского правления можно было ругать верховную власть, главное, выбрать подходящую «тусовку» со своей медиа империей, финансовой базой и властной «крышей» и не идти против «своих», соблюдать нормы «тусовочной цензуры». К концу этого периода в России остались единицы известных представителей творческой и научной интеллигенции, чей голос и мнение не были бы опутаны массой ограничений, связанных с источниками финансирования или принадлежностью к какой-либо группе. Участие многих былых властителей умов в избирательной кампании 1996 года и информационные войны 1999 года, с изумительным бесстыдством ведущиеся на глазах у населения, истребили институт репутации, что стало одной из причин того безразличия, с которым абсолютное большинство телезрителей восприняли убийство НТВ, самого популярного на тот момент телеканала.

В третий, путинский, период (2000 – н. время) слияние с властью завершилось полным поглощением и перевариванием. Сначала полупереваренный властью интеллигент еще пытался издавать какие-то  глухие звуки, потом замолчал и фактически уже в качестве органической части этой власти стал подписывать петиции в поддержку любой гадости, этой властью творимой.

Вернемся к старту этого цикла, к выборам 1989 года. Так получилось, что я, будучи организатором социологического опроса делегатов съездов всех восьми творческих союзов, на которых проходили выборы, имел возможность наблюдать за процессом изнутри и одновременно со стороны. Поделюсь некоторыми наблюдениями. У всех творческих союзов, рожденных в СССР, была очень плохая «генетика», но различная эволюция. Самый старый, самый громоздкий  и самый «маститый» Союз – писатели. Они не вместились в свою 10-мандатную квоту. Евтушенко и Коротич пытались выдвинуться от своего союза, не были поддержаны даже в качестве кандидатов, но с легкостью были избраны депутатами населением от округов. Судя по данным нашего опроса, Союз писателей и Союз журналистов СССР были в то время самыми косными и ретроградными из всех творческих союзов. В СП раскол на «деревенщиков»  типа Распутина и Белова и «либералов» типа Адамовича и Гельмана чувствовался физически. «Деревенщики» психологически подавляли, были замкнуты, подозрительны. Социологические анкеты отказывались брать в руки, раздраженно реагировали на вопросы, которые служили индикаторами «западничества», типа: «допускаете ли вы многопартийность в СССР?», или «надо ли в СССР разрешить полную свободу торговли и частного предпринимательства?». В итоге «деревенщики» в союзе с ортодоксами КПСС «прокатили» большинство либерально настроенных писателей и некоторые из них были избраны от Союза кинематографистов (Алесь Адамович, Александр Гельман), а большинство писателей в парламент буквально на руках внесли их читатели. Всего депутатами СССР стали 59 писателей. «Поэт в России - больше, чем поэт…»

Союз журналистов выдал депутатский мандат печально известному директору ТАСС Леониду Кравченко и «прокатил» сторонников реформ Отто Лациса и Александра Бовина. Но одновременно избрал «перестройщиков» Егора Яковлева, Михаила Полторанина (да-да, в то время и он был на стороне добра), Эдуарда Сагалаева и Анатолия Ежелева.

Полюсом свободы в то время оставался Союз кинематографистов. Не хочу останавливаться на цифрах опроса, хотя они в то время впечатляли: большинство делегатов съезда СК выбрали ценности свободы, демократии и рынка. Но главное на том съезде, как и на знаменитом 5-м перестроечном съезде СК, была атмосфера свободы. Они, действительно, ни черта не боялись, были веселы и наивны. Народные любимцы, избалованные известностью и вниманием публики, как горячие пирожки, разбирали анкеты и потом сдавали их со своими автографами, хотя их сто раз предупреждали, что анкеты анонимные. Ирина Мирошниченко, только что ставшая народной артисткой РСФСР, прочитав анкету, проткнула меня своими русалочьими глазами и с лукавой улыбкой спросила: «Вы ведь из КГБ? Всегда мечтала попасть к вам на крючок». После чего попросила дополнительный листок бумаги, чтобы развернуто ответить на все вопросы и гордо вручила свои записи со словами: «Изучайте, тут вся правда обо мне!». Почти тот же воздух свободы царил на съезде Союза театральных деятелей. До сих пор помню Сергея Юрьевича Юрского в клетчатой рубашке, почему-то с авоськой в руке, который опоздал к раздаче анкет и был очень заинтересован, чтобы его мнение вошло в среднеарифметический массив…

Куда все это делось… Сегодня невозможно назвать пять имен, которые были бы моральными авторитетами для соотечественников. Трясина политики поглотила большинство из тех, что был властителями умов. А то устройство России, которое она приобрела за 17 лет путинизма, делает невостребованным появление новых Сахаровых и Лихачевых…
http://7days.us/igor-akovenko-tvorec-i-vlast-istoria-slianij-i-poglosenij

promo notabler february 2, 2012 09:13 37
Buy for 30 tokens
По кончикам верб Голоса за дверью - мама, папа, сестры. Детство. Я проснулся. Слюнка натекла... Вспомню - будто возвращусь на укромный остров. Там тепло. До смерти хватит мне тепла. Яблоки с айвою, с ноткою тумана- запах. Так, наверное, должен пахнуть рай... Принеси мне яблочко, мама...…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
(no subject) - luiidgy - Jun. 25th, 2017 12:36 pm (UTC) - Expand
sp_strannik
Jun. 25th, 2017 01:05 pm (UTC)
Ты что, до свадьбы с ней не целовался? Охламон!
claire_1973
Jun. 25th, 2017 12:41 pm (UTC)
Так и результат работы нынешних культуртрегеров не впечатляет. Актёров и режиссёров всё меньше, одни звёзды.
natali_ya
Jun. 25th, 2017 12:52 pm (UTC)
Бог с ним, с Безруковым, на мой взгляд, властителем умов он никогда не был.
А вот это действительно грустно: "Сегодня невозможно назвать пять имен, которые были бы моральными авторитетами для соотечественников. Трясина политики поглотила большинство из тех, что был властителями умов".
elenabautina
Jun. 25th, 2017 01:05 pm (UTC)
Все еще надеюсь, что можно попасть с слой без этого маразма, на наш век хватит неполитизированной культуры, я думаю, если не читать о высказвыниях в верхах.
sp_strannik
Jun. 25th, 2017 01:06 pm (UTC)
Помнтцца, вроде Шнур, получимши Серебряную тарелку, захерачил её тут же в зал со словами: - Нас не купишь!
Так и надо. А не по-Прутковски: Не служишь, значит недостоин.
krupelega
Jun. 25th, 2017 01:12 pm (UTC)
Надежда, мне кажется, что не нужно нырять в глубины. Артисты просто, как и все люди, трусоваты и хотят жить сладко, а для этого учатся новым формам лояльности, которые приближаются к сталинским временам...
Нужно только лизать эту ботоксныю мразь и как можно чаще, и тогда ничего не грозит, а наоборот будут и роли и финансирование от лишнехромосомного Медынского. Самый активный в лизании по-моему Хазанов. Райкин попробовал гавкнуть и тут же чуть не поплатился вариантом Серебряникова. Но обошлось...Утих..Все они крымнашисты, многие из которых искренно считают Украину подбрюшьем и не готовы дать ей право на свободное плавание, т.е. поддерживают войну до победы в столице Киеве...
Кто не лижет? Раз-два и обчёлся ...
1. Ахиджакова
2. Басилашвили
Оба персонажа старые и уже далеко не влиятельные люди...
papinsibiryk
Jun. 25th, 2017 02:04 pm (UTC)
И что за провинциальная манера актеров артистами кликать? Профессия себе и профессия. Как парикмахер, портной, повар... Чего они такое знают или делают, чего не могут другие профессионалы?
krupelega
Jun. 25th, 2017 11:00 pm (UTC)
А вы сами-то в какой провинции проживаете или уже перебрались поближе к путинскому пупу и живёте в Московии?
papinsibiryk
Jun. 25th, 2017 11:10 pm (UTC)
Мы не вы, мы в столицах Сибирских проживаем. Но провинция она не территориях, она, как и разруха, в головах. Так-то, матушка.
polosaty13
Jun. 25th, 2017 01:12 pm (UTC)
как бы это ИНОГДА не звучало громко, артисты - обслуга. никто не ждал от них подвигов чести. так что всё нормально.
ptiz_siniz
Jun. 25th, 2017 05:10 pm (UTC)
Мне кажется, немало актеров искренне считает, что Путин неплохой руководитель, что Крым справедливо возвращен России и т.д. А если искренне - то и не за что их ругать, вроде как...
А вот те, кто всегда согласен с любой властью - с теми всё понятно.
Natalia Ganitseva
Jun. 25th, 2017 05:16 pm (UTC)
Да, актер получается третья древнейшая профессия. Уже ничему не удивляюсь, но те фильмы, что раньше с удовольствием смотрела, теперь даже не хочу видеть.
san_diegan
Jun. 25th, 2017 07:39 pm (UTC)
Ну да, где-то так. Но почему-то вызывает улыбку автор, рассуждающий в своей недавней статье о...люстрации в РФ. С учётом вот этого:

"1979—1988 — инструктор, а затем заведующий отделом пропаганды и агитации Дзержинского райкома КПСС, Москва"

Люди меняются, конечно, со временем. Но забавно, забавно )
leon_ark
Jun. 25th, 2017 08:08 pm (UTC)
...а в 1988—1990 — преподаватель философии в Высшей московской партийной школе.

Вообще-то это вызывает не улыбку, но брезгливость.

ПиСя: рассказывают, что после получения Бродским нобелевки, Солженицин сдержанно одобрил выбор Стокгольма, но посоветовал поэту следить за чистотой русской речи. На что Бродский ответил: "Чья бы корова мычала."
san_diegan
Jun. 25th, 2017 08:20 pm (UTC)
Брезгливость...возможно. А вдруг он раскаялся? Или не ведал, что творил? Хотя вряд ли взрослый вполне человек мог в конце 70-х - начале 80-х иметь юношеские иллюзии на руководящей работе подлецов.
leon_ark
Jun. 25th, 2017 08:42 pm (UTC)
Плевать. Противно только, что такие персонажи (а имя им - легион: от Алексиевич до Ходорковского) до сих на плаву. Их слушают, им верят и "неистово плюсуют".


( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com