?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Диагноз: вундеркинд

 Почитала статью (ссылка ниже) с огромным интересом. И припомнились мне разговоры с матерью мальчика, который стал самым юным в истории Литвы студентом универа. Он поступил в 13 лет. 
Женщина поведала, что они с мужем уделяли сыну все свободное время. И не свободное даже. Мама чистила картошку - сынок был рядом. Помогал и разговаривал с мамой. Обо всем.  Он был удивительно любознательным, всеядным,  интересовался всем на свете. В доме не было телевизорв, зато было очень много книг.  Любая прогулка, поездка в транспорте становилась "уроком".  Мама обладала отличной памятью, читала ему стихи, рассказывала обо всем. Отец больше занимался точными науками, он был инженером. Попробовали отдать ребенка в школу - забрали на третий день. Нечего было ему там делать. Но чтобы получить навыки коллективизма, на чем очень настаивали руководители образования, он все же ходил  в школу.  Перепрыгивая когда через класс, когда через два.  Каждые каникулы посвящались поездкам по историческим местам, музеям, картинным галереям и т.д. Жалко, тогда дороги за границу были закрыты.  Я встретила ее, когда она водила второго сына, не такого одаренного, в садик, куда ходил Миша.  Старший тогда только-только начал учиться в университете.  Не помню фамилий и имен, не знаю, как сложилась его жизнь.  Не думаю, что он был слишком удачлив и чего-то сногсшибательного добился. Такова была судьба всех советских вундеркиндов, за малыми исключениями, я думаю. 
Сейчас я всегда смотрю программу Child Genius  по 4 каналу. Там показывают разный подход родителей к воспитанию детей-вундеркиндов.  А соревнования проявляют результаты разных подходов. Обычно британские родители предоставляют отпрыскам максимум свободы, не оказывают на них давления, не хотят влиять на их выбор. Приходят на помощь лишь когда дети о ней просят. Родители детей с корнями из других культур - китайской, индийской, африканских стран, мусульманских и других стран обычно куда больше "давят" и дрессируют своих детей. Они более требовательны, организуют жесткий режим, микро-экзамены и прочее.  
В статье, кстати, обсуждается подход к воспитанию гениальных аутистов. 

Оригинал взят у _m_u_ в Диагнозы
 
promo notabler february 2, 2012 09:13 37
Buy for 30 tokens
По кончикам верб Голоса за дверью - мама, папа, сестры. Детство. Я проснулся. Слюнка натекла... Вспомню - будто возвращусь на укромный остров. Там тепло. До смерти хватит мне тепла. Яблоки с айвою, с ноткою тумана- запах. Так, наверное, должен пахнуть рай... Принеси мне яблочко, мама...…

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
anna_gaikalova
Jan. 17th, 2017 07:46 pm (UTC)
Это интересно, спасибо, Надя!
krisya_kriskina
Jan. 17th, 2017 07:57 pm (UTC)
у нас в школе был вундеркинд. результат плачевный - умер от наркотиков.
notabler
Jan. 18th, 2017 02:30 pm (UTC)
Это неудивительно. Человеку если в одном месте лишнего переложено, в другом - недодано. Всяких психологических проблем у них явно полно.
gali_s
Jan. 17th, 2017 08:53 pm (UTC)
Это очень интересная тема.
Особенно о разных подходах. Как-то я обсуждала эту тему с француженкой, которая очень давно живёт в Канаде. Говорит, в канадских школах теперь намного свободнее порядки, чем было раньше. Не на пользу это. А по мне, это тюрьма, где порядки иногда жёстче, чем в советской школе были. Я говорю, ты не видела балагана в израильской школе. Вот то балаган так балаган.:)) А она: это для меня непостижимо! как же у вас получается столько нобелевских лауреатов?! Так и получаются, видать, - на свободе.

И ещё я столкнулась с азиатской манерой обучения. Не приведи Б-г!:))) Всё, что не помещается в заданные рамки, просто отсекаем. Они не талантливы, они выдрессированы и не креативны. Говорят, и музыканты из них такие же.

А детей-вундеркиндов мне жаль. Учёба и знания, в конце концов, счастья не приносят. Но оторванность от ровесников, потеря детства и сложности жизни аутистов....:(
notabler
Jan. 17th, 2017 09:13 pm (UTC)
На Западе это, по крайней мере, компенсируется деньгами, которые легко могут заработать эти гении. Не все они аутисты ведь, и детство у некоторых вполне себе неплохое, судя по тем семьям, которые показывали: они занимаются спортом, имеют друзей, нормально общаются. А аутистам общество ровесников навряд ли всегда полезно, особенно нефильтрованной толпы, где всегда бывают булли
(Deleted comment)
(no subject) - notabler - Jan. 18th, 2017 02:32 pm (UTC) - Expand
olenka_ion
Jan. 17th, 2017 09:23 pm (UTC)
Да, незавидная судьба вундеркиндов, к сожалению. ((
notabler
Jan. 18th, 2017 02:33 pm (UTC)
Не всегда же, некоторые находят рано свою дорогу в жизни и идут по ней с успехом
talgaton
Jan. 17th, 2017 10:57 pm (UTC)
да минует моих детей сия судьба.

я конечно не вундеркинд.
так яйцеголовый очкарик ботан.
notabler
Jan. 18th, 2017 02:34 pm (UTC)
Уверена, что ваш IQ - под 150 где-то ) Как минимум.
(no subject) - talgaton - Jan. 19th, 2017 02:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - talgaton - Jan. 19th, 2017 02:23 am (UTC) - Expand
yachtweek
Jan. 18th, 2017 02:56 am (UTC)
Терпеть не могу давление.
notabler
Jan. 18th, 2017 02:34 pm (UTC)
вот и я, мятежницей была всю жизнь и делала все наоборот
rider3099
Jan. 18th, 2017 04:22 am (UTC)
Любопытно! Сейчас почитаю
iralyan
Jan. 18th, 2017 06:16 am (UTC)
Поскольку я немного в теме и в комьюнити мам и учителей таких детей, то тогу только прокомментировать, что сейчас корректнее применять термин gifted (топ 5%) и profoundly gifted (топ 1 %). При этом из этих 5 процентов "вундеркиндом" в бытовом понимании будет считаться, дай Бог, если один из 1000. Остальные же имеют великое разнообразие отклонений от нормы (кроме собственно интеллектуального отклонения) включая гипер-эмоциональность, гипар-чувствительность, социолофобию, дислексию, диспраксию, и весь аутичный спектр. В общем, все ровно тоже самое, что и с детьми special, когда сильному отклонению в умственном развитии (тут уже со знаком минус) обычно тоже соответствует целый букет других отклонений.
При этом родители "нормальных" детей всегда очень злятся, если вдруг появляется программа для одаренных, типа, они же уже в привилегированном положении, зачем же на них ресурсы/налоги тратить! Но дело как раз в том, что одаренные (не путать с талантливыми!) дети находятся совсем не в привилегированном положении и из-за сопутствующих проблем, и из-за того, что информацию усваивают вообще по-другому, для них нужны другие методики обучения. Есть такой термин gifted underachiever, и под него как раз попадает большинство одаренных детей потому что им скучно, потому что у них проблемы с поведением, потому что сильные перекосы в знаниях (то густо, тот пусто)., потому что физически не в состоянии слушать по сто раз одно и то же.
И родители таких детей в большинстве случаев не ставят целей выиграть конкурс или чтобы ребенок получил Нобелевку, их проблема - пережить вот этот школьный год, отстоять интересы своего ребенка, не разругавшись в пух и прах с учителями (цитата нашей чудо-учительницы "если ты такой умный, то почему тест решил только на 98 процентов?"), помочь выстроить отношения с одноклассниками, сохранить в ребенке интерес к знаниям, объяснить этому лбу почему важно писать тесты и зачем расписывать решение задачи по пунктам вместо голого ответа. В При Стэнфорде как раз действует школа для одаренных, в тч и онлайновая, которая учитывает психологию таких детей и позволяет им идти вперед, скажем, по математике, отставая по другим предметам. И в таком случае обучение в универе в 12 лет - это такая же потребность как и еда, в условиях интеллектуального голода могут включать процессы саморазрушения.
При этом не надо ждать от таких детей чего-то сверхъестественного в будущем. Одаренные дети - это результат аномально долгого развития кортекса, в норме он формируется к 5 годам, а у таких детей к 9-12. Если помочь такому ребенку, дать то, что ему нужно в плане образования, он станет нормальным членом общества, будет работать "как все" и быть на счастливым и на своем месте. Альтернатива - наркотики, суициды, психозы, потерянные люди.
Я эту простыню к тому написала, что большинство людей не понимают реальной мотивации родителей одаренных детей. Опять же не путать с талантливыми - талантливый ребенок - мечта любого родителя, а одаренный - это большая проблема для родителей и учителей.
notabler
Jan. 18th, 2017 02:29 pm (UTC)
Спасибо за очень интересный подробный ответ.
(Deleted comment)
(no subject) - jagodra103 - Jan. 20th, 2017 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iralyan - Jan. 20th, 2017 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jan. 20th, 2017 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iralyan - Jan. 20th, 2017 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jan. 20th, 2017 11:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jagodra103 - Jan. 21st, 2017 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iralyan - Jan. 21st, 2017 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jan. 21st, 2017 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iralyan - Jan. 21st, 2017 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Jan. 21st, 2017 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iralyan - Jan. 21st, 2017 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jagodra103 - Jan. 22nd, 2017 11:16 am (UTC) - Expand
math_mommy
Jan. 18th, 2017 06:53 am (UTC)
У детей бывают свои особенности развития.
Например, у наших знакомых родился очень крупный ребенок, больше шести кило. Его мама, акушерка, говорила, что в своей профессиональной практике она больше не видела такого огромного младенца. Вырос в человека обычного размера. Был тихим мальчиком и переживал, что в детстком саду с ним не играют - не видят своим.
Так же и с другими данными. Может оказаться, например, ранняя способность к осознанной длительной концентрации, в сочетании с гибкостью и восприимчивостью детского мозга, его удивительной памятью. И та-да! У нас вундеркинд. А потом у всех появляется способность к осознанной концентрации. И бывший вунденкинд постепенно блекнет.
Самое печальное - если ребенка уже заклеймили "гением", внушили ему его особость, а оказался пшик. Вот тут человек может запросто сломаться.
Помнится, был специалист, занимавшийся такими детьми, Лурье, что ли? Его вывод был: с большинством вундеркиндов мы наблюдаем накладки развития. Что само по себе не является чем-то исключительным, но вот суета взрослых по этому поводу вокруг дитяти, ожидание подвигов может оказаться непомерным грузом для еще юного создания.

Edited at 2017-01-18 06:54 am (UTC)
notabler
Jan. 18th, 2017 02:35 pm (UTC)
Согласна полностью
pigulin
Jan. 18th, 2017 07:49 am (UTC)
По большому счету родители сознательно могут дать ребенку только свой характер. И уже от него будет зависеть, как малыш распорядится своими талантами. (По итогам одного курса по этой теме, который недавно прошел).
notabler
Jan. 18th, 2017 02:36 pm (UTC)
Огромная проблема для родителей - такие дети.
galina_vr
Jan. 18th, 2017 10:20 am (UTC)
Большинство вундеркиндов, о которых мы слышали, из нормальных семьи или семьи с мамой. А про детдомовских что-то не слышала. Означает ли это, что вундеркиндов развивают ненароком, а не они сами такими делаются?
jagodra103
Jan. 20th, 2017 03:12 pm (UTC)
здесь смотрела передачу про мальчика-первоклассника, знает всю таб Менделеева, всю астрономию, отправили его в старшие классы(по астрономии, которой теперь нет в школах), с ним занимается 11-классник, знающий ее превосходно. ну и т.д.
мальчика этого воспитывает бабушка, она теперь ищет школу для одаренных детишек, т.к. с этим талантом учителя не знают,что и делать.
я себе говорю: От Бога.
(no subject) - galina_vr - Jan. 20th, 2017 05:12 pm (UTC) - Expand
_m_u_
Jan. 18th, 2017 09:37 pm (UTC)
Не всякому везет с родителями, которые много знают и много передают ребенку.
jagodra103
Jan. 21st, 2017 07:43 pm (UTC)
тут я отмечу, что способность воспринимать может быть низкой, и тут уж хоть погрузи его в ванну со знаниями - выйдет сухим.
я работала с ясельными детками, очень это видно, увы.
(no subject) - _m_u_ - Jan. 21st, 2017 08:28 pm (UTC) - Expand
c_r_u_x
Jan. 21st, 2017 05:41 am (UTC)
Читаю - о работе врача в провинции - Максим Осипов. "Грех жаловаться". Изд. Corpus, 2009.
(с)"Да, я не ученый, но среду ученых люблю... Кстати, вот еще что: именно наблюдая за большими учеными, а я близко знаю нескольких, я понял, что ум и глупость – не противоположные свойства, скорее взаимодополняющие.
– Университет развивает все способности, в том числе – глупость. Это Чехов.
– Ага, и тут я не первый. Даже не «глупость», а «мудаковатость». Нет настоящего величия там, где нет мудаковатости. Настоящей, а не наигранной. Если тебя называют одним из умнейших людей своего времени, дело плохо.
– Поэзия должна быть глуповата.
– Вера тоже.
– И любовь."
notabler
Jan. 21st, 2017 02:13 pm (UTC)
Это - глубокая мысль. И я склонна согласиться. Была тут как-то передача, рассуждали, что есть как минимум 6 типов интеллекта. И это делает невозможным распределение в одном человеке всех этих типов гармонично. Поэтому получаются большие перекосы в личности. А если личность гармонична, она не может быть гениальной, скорее всего. Поэтому такие у гениев проблемы с личной жизнью бывают часто.
(no subject) - jagodra103 - Jan. 21st, 2017 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - c_r_u_x - Jan. 22nd, 2017 09:13 am (UTC) - Expand
( 45 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com